Все-таки Apple — удивительная компания. В некотором роде даже феномен рынка. И дело даже не в том, что компании за последнее десятилетие удалось совершить настоящий прорыв на вершину мирового IT-телеком рынка, плотно закрепившись там в ранге «инновационного будоражителя умов» рядом с Google. Яблочная империя, пожалуй, впервые показала всем и вся, как умело можно возвести отдельно взятый бренд массовых потребительских товаров в ранг «культа», часто подменяя этим истинное техническое лидерство и совершенство.
Не малую роль в этом «инновационном» успехе компании всегда играла умело подогреваемая шумиха вокруг продуктов Apple и людей их создающих, первым из которых, безусловно, всегда шел один из отцов-основателей и на протяжении десятка лет «успеха» бессменный руководитель – Стив Джобс. Для больших компаний это достаточно традиционно, но Apple возвела «шумиху» в разряд штатного средства борьбы за позиции на рынке.
Однако, как оказалось такая стратегия «постоянной стрельбы по рынку из шумового ружья» дала неожиданный обратный эффект в виде ощутимых снижений акций Apple (а, значит, и капитализации компании) при появлении даже не новостей, а всего лишь слухов о прогрессирующих проблемах со здоровьем у Стива Джобса. Причем, даже весьма грамотный ход последнего, пару недель назад официально объявившего о временном прекращении активной трудовой деятельности до июня 2009 года с целью поправки пошатнувшегося здоровья (при сохранении за собой права на принятие стратегических решений), не особенно снизил «эффект отдачи».
Новая волна спекуляций на тему будущего Яблока вызвали слухи о трансплантации печени, якобы выполненной Стиву Джобсу 26 января этого года. В то время, как одни СМИ активно находили подтверждение этим слухам, другие, напротив, «выкапывали» явные опровержения информации.
Насколько же сильно может шумиха вокруг здоровья теперь уже экс-рулевого Apple повлиять на позиции компании на рынке? Будет ли это влияние таким же сильным, как и от во многом искусственно поддерживаемого положительного шума прошлых лет?
Эксперты по разному высказываются относительно истиной роли Джобса в компании, делая диаметрально противоположные выводы о дальнейшем сценарии развития бизнеса Appple.
Дмитрий Хавжу, генеральный директор компании «МакЦентр», которая одна из первых в России начала продажи продукции Apple: «Безусловно, Стив Джобс – талантливый менеджер, а не только идеолог компании. В свое время он «сколотил» сильный профессиональный коллектив, который, как мне кажется, может вполне эффективно действовать не зависимо от своего главы. Причины периодических падений акций Apple на новостях о здоровье Джобса скорее психологические и будут носить временный характер. Пройдет время, рынок увидит, что у Apple все хорошо и без традиционного «рулевого» и роль таких факторов, как медицинские проблемы основателя компании, будет все больше сходить на нет».
Василий Филиппов, основатель и директор по производственным операциям Spb Software, одного из лидирующих мировых разработчиков ПО для смартфонов и коммуникаторов (в том числе для Apple iPhone), придерживается диаметрально противоположного мнения. «Уникальность Apple как компании, причина её успеха на рынке – это совершенно новый подход к производству хитов: MacBook, iPod, iPhone. Компания никогда не боялась представлять ранее никому не известные и не привычные вещи (вроде интерфейса управления телефоном с помощью пальцев), и в такой изящной и естественной реализации, что они становились настоящим открытиями для рынка, — считает он. — Такие инновации не могут родиться в команде, они под силу лишь отдельным людям, способным глобально оценить и правильно спозиционировать столь революционные решения. Командный разум редко свершает революции. В Apple тем самым единоличным и всеобъемлющим разумом был Стив Джобс. С его уходом компания, безусловно, будет какое-то время катиться по инерции, получая дивиденды с прежних достижений. Но в долгосрочной перспективе виден риск потери указанной уникальности Apple.»
И то, и другое мнение звучат более, чем убедительно. Тем более, что звучат они из уст не рядовых пользователей или фанатов яблочных продуктов, а от людей, чей бизнес во многом связан с продуктами Apple.
Истинную роль личности Джобса в бизнесе компании и степень влияния его ухода на дела Apple мы сможем более-менее точно оценить лишь после вывода на рынок очередного продукта, формально анонсированного уже без «отца-гуру». Тогда и станет понятно, насколько же сильное влияние оказал «эффект трансплантации органов», то есть эффект «обратной шумихи».
Пока же по факту компания продолжает демонстрировать удивительную стойкость к последствиям всемирного кризиса. Финансовая отчетность Apple за IV квартал очень позитивна. Так что на данный момент «эффект трансплантации органов» в отношении бизнеса Apple проявился лишь в активном бурлении рынка и СМИ, да во временном снижении акций компании, которые, стоит отметить, уже начали повышаться.
Марина Рожкова, специально для Финам-Лайт.