Томская тишь да гладь пошла-таки волнами. Не то чтобы бурными, но все же: не каждое утро, просматривая с чашкой кофе в руках новостные ленты, вдруг обнаруживаешь заголовок: «На ГТРК «Томск» пришли вооруженные люди»! Только накануне вечером слушала вполуха привычно скучный выпуск «Вести-Томск», и вот – на тебе.
Не берусь делать выводы, расставлять акценты, давать оценки и пр. Потому что меня поразил не сам факт «погрома» в томском филиале ГТРК (телевидение и радио продолжают вещать, не меняя интонаций, невзирая на экстренную, чуть ли не под дулом автомата смену руководства). Поразил поток комментариев, наших, томских, доморощенных, хлынувший вслед за этой действительно нерядовой новостью. Как директор ГТРК «Томск» Оксана Макеева наверняка не лучший руководитель, и это еще мягкая формулировка. И карьерный взлет ее со всей очевидностью обеспечила партия власти, эти «ушки» не спрячешь. Но, господа комментаторы, неужели лично для каждого из вас это веская причина брызгать слюной и источать злобу? Словно бедная Оксана наплевала в тарелку именно с вашими персональными щами, за что теперь и бита нещадно.
Что касается собственно инцидента. Сообщается, что директора ГТРК «Томск» О. Макееву уволили за систематическое использование в своей избирательной кампании информационных ресурсов, которыми она руководила. Об этом заявил заместитель гендиректора ВГТРК, руководитель регионального департамента компании Рифат Сабитов: «Причиной отставки стало грубое нарушение трудовых обязанностей (статья 81 пункт 10 Трудового кодекса РФ) и нарушение статьи 49 закона о СМИ». Часть 10 статьи 81 Трудового кодекса предусматривает расторжение трудового договора по инициативе работодателя в случае однократного грубого нарушения руководителем организации или ее филиала своих трудовых обязанностей; в статье 49 Федерального закона «О средствах массовой информации» указано, что журналист должен соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации. Неужели и впрямь все по-честному – доигралась с «ЕдРо» до самого увольнения?
Это версия официальная. Из неофициальных же позабавила такая (цитирую): «Местные СМИ приводят различные версии происходящего. В частности, собеседник «Тайги.инфо» отметил, что после смены руководства телеканала в декабре 2010 года стало появляться больше «острых репортажей, в том числе, о сфере ЖКХ». Ну что вы, право! Понятие «острота» вообще давно не ассоциируется с деятельностью ГТРК «Томск». Возьмите навскидку прошлую неделю: из 10 информационных материалов в томских «Вестях», связанных с той же коммуналкой, благоустройством и строительством, в трех счастливо фигурируют депутаты от «Единой России». А про содержание самых «острых» можно судить по заголовкам: «Модернизацию «Водоканала» оплатит население» и «Во дворе на Бирюкова образовалась автострада». За такое не увольняют…
В части критики государственной телерадиокомпании я нечаянно пересеклась с Ларисой Сороковой, еще одной героиней недели. Депутат, в одиночку представляющая в Думе Томска «Справедливую Россию», намедни обратила внимание: получить возможность пообщаться с избирателями за счет оплачиваемого из бюджета эфирного времени, оказывается, не так просто. Механизм распределения эфира, по мнению Ларисы Анатольевны, якобы связан со значимостью вопросов, которые поднимает депутат, и с результативностью их решения. Не дождавшись прямого эфира, депутат Л. Сорокова выдвинула идею – создать «народный рейтинг парламентариев» прямо на думском сайте. Но взаимопонимания в городской Думе отчего-то не нашла, благодаря чему в одночасье стала прямо-таки знаменем оппозиции. Как увязывается возможность пользоваться бесплатным эфирным временем с объективной оценкой деятельности депутата (в этом «фишка» виртуального народного рейтинга), не вполне понятно. Вы много видали избранников народа, которые с экрана ТВ, глядя вам в глаза, не про залатанные дороги и покрашенные лавочки рассказывают, а внятно и честно отчитываются в реальной депутатской работе? Хотя… Зрители такое все равно не смотрят, так нечего и огород городить. Чтобы избежать обвинений в желании бесплатно пропиариться.
Лина Лосева