Актуальное

Выборы: грамматика и немного арифметики

11:18 / 08.08.11
6845

Политический обзор.

Мы в социальных сетях:

Выборы: грамматика и немного арифметики

В последнюю неделю самым модным политическим словом в стране стало слово «праймериз» — американизм, означающий пробное голосование. «Единая Россия» в очередной раз доказала: если за дело берется «партия большинства», ей подвластно все. Даже правила великого и могучего русского языка…

 

Решили единороссы поиграть в новые для нас политические игрушки, объявили «первое всенародное голосование» — по выборам еще не депутатов, но кандидатов в депутаты Государственной думы. Соответствующих русскоязычных терминов не нашлось, взяли понятие из американского английского (в США, кстати, предварительные выборы — «primaries» — впервые прошли еще в 1842 году). Слово «праймериз», таким образом, происходит от множественной формы прилагательного «первичный; предварительный» и в русском языке единственного числа не обрело.

 

Тем не менее, благодаря партии власти (см. официальный сайт «Единой России») «праймериз» приобретает черты несклоняемого существительного мужского рода единственного числа: «состоялся праймериз», «праймериз дает возможность», «общенародный праймериз».

 

Зачем вообще это слово насильственно вводить в оборот, не сумев даже органично встроить его в грамматическую систему русского языка? Исходя из принципа «сделайте нам красиво»? Особенно нелепо звучит иноязычный политический термин применительно к российской глубинке: праймериз в Чажемто или, к примеру, в Поросине – каково?!

 

Причем даже склонение слова «праймериз» может служить этаким мерилом лояльности по отношению к «Единой России». В единственном числе оно употребляется в пропартийной прессе, в откровенно заказных материалах. А вот СМИ, условно свободные от непосредственного давления «ЕР», предпочитают писать и произносить словосочетания типа «праймериз прошли», «предстоящие праймериз». Тем самым демонстрируя независимость грамматики от политики…

 

Сама «Единая Россия» тоже много чего демонстрирует в ходе предварительных выборов. Не поверите — даже стремление к чистке своих рядов! Скажем, в Томске «ЕдРо» не поддержала на праймериз кандидатуру Сергея Кравченко, оскандалившегося депутата областной думы, на совести которого банкротство спичфабрики «Сибирь» и крах проекта «Зеленая фабрика», не считая прочих финансово-экономических грехов. «Партия в который раз подставит плечо кандидату «со шлейфом?», — вопрошает коллега-журналист в эфире местного ТВ. Даже если и не подставит, этот господин, похоже, из тех, кого прогонят из думы в дверь, а он влезет туда в окно. Если сочтет это выгодным для своего бизнеса.

 

Да что там сомнительные бизнесмены! Преданный единоросс Оксана Макеева — действующий директор ГТРК «Томск», экс-депутат городской думы и потенциальный кандидат в депутаты думы областной, — может пострадать ни за понюх табаку. Представители недружественных «Единой России» партий предложили ей выбирать между работой в СМИ и политической деятельностью. Мол, «телевидение — это важный общественный институт, и он не должен превращаться в низкопробную агитационную площадку в преддверии выборов».

 

Я двумя руками против низкопробной агитации! Только одно «но». Допустим, государственная медийная площадка чудесным образом окажется под контролем тех же «Справедливой России», ЛДПР или КПРФ. Что, они не постараются выжать из нее все возможное уже в собственных партийных целях? Как миленькие, тоже научатся произносить «федеральный праймериз» в единственном числе, как сегодня это делают на ВГТРК. Или что-нибудь в этом роде, поставив грамматику на службу политике…

 

И еще о красивостях в контексте выборов. Господин Прохоров первого августа начал в России свою рекламную кампанию. В Томске тоже появились билборды, на которых изображен лидер новоиспеченной партии и слоганы – «Неизбежность перемен» и «Сила в правде». «Люди должны увидеть красивое и мужественное лицо Михаила Дмитриевича и красивые и хорошие слова», — заявили в штабе «Правого дела».

 

Во сколько кампания обойдется, в штабе не уточняют, да и то сказать: неловко считать деньги в личном кошельке мультимиллиардера, который занимается партийным строительством исключительно на собственные средства. Впрочем, прикинем. Стоимость рекламного щита на магистралях областного центра – примерно 17 тысяч рублей в месяц. На город выделят штук десять «красавцев Прохоровых» размеров три на шесть. В общем, для человека с состоянием $18 млрд разукрасить всю Россию своими портретами будет стоить не дороже, чем нам с вами написать словцо мелом на заборе. Причем по воздействию на электорат — с сопоставимым эффектом…

 

Лина Лосева

Фото: www.sports.ru