Госдума на пленарном заседании во вторник приняла во втором и третьем чтениях закон «О национальной платежной системе».
Документ внесло в Госдуму правительство РФ 15 ноября 2010 года.
В ходе работы над документом к нему поступило 113 поправок, из которых 44 поправки были приняты, 69 — отклонены.
Закон устанавливает правовые и организационные основы национальной платежной системы, регулирует порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы, а также определяет требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе.
«Мы проделали огромную работу и внесли существенные изменения в законопроект ко второму чтению. Полностью пересмотрены подходы к регулированию в национальной платежной системе», — сообщил журналистам глава комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник.
В документе урегулирован вопрос взаимодействия национальных и международных платежных систем. По словам В.Резника, для них предусмотрены равные конкурентные возможности. В законопроекте указано, что участниками платежной системы могут являться «международные финансовые организации, иностранные центральные (национальные) банки, иностранные банки».
Инфраструктура платежной системы включает расчетный центр, платежно-клиринговый и процессинговый центр. Расчетный и платежно-клиринговый центры, согласно поправкам, должны быть локализованы в России. «Такой подход позволит обеспечить требование бесперебойности платежных услуг. В случае несоблюдения этого требования Центральный банк исключает оператора платежной системы из реестра», — пояснил депутат.
Законопроект регулирует вопросы, связанные с электронными средствами платежа, и закрепляет права и обязанности всех участников этих отношений. Ответственность за несанкционированное клиентом списание средств будут нести операторы платежной системы, а не клиенты. Документ предоставляет возможность использования электронных денежных средств при оплате услуг и товаров.
В.Резник также сообщил, что документом вводятся три вида электронных средств платежа для осуществления расчетов электронными денежными средствами. Первый вид — «неперсонифицированное электронное средство платежа». По таким средствам не производится идентификация, максимальный остаток по такому виду платежа в любой момент времени составляет 15 тыс. рублей, а лимит по обороту в месяц — 40 тыс. рублей. При использовании второго вида — «персонифицированного электронного средства платежа» — происходит идентификация клиента, максимальная сумма электронных денежных средств на счете — 100 тыс. рублей. Третий вид — «корпоративное электронное средство платежа» — будет использоваться идентифицированными юридическими лицами, максимальный остаток на конец рабочего дня будет составлять 100 тыс. рублей.
В законопроекте также описана сфера применения электронных денег, которые становятся новой формой безналичного расчета, продолжил В.Резник. Поправки определяют, что перевод электронных денег будет осуществляться исключительно кредитными организациями по поручению своих клиентов. Банк России будет выдавать таким операторам «облегченные» лицензии, дающие право на работу с электронными денежными средствами.
Кроме того, созданы условия для использования мобильного телефона для осуществления различных платежей. Согласно внесенным поправкам оператор электронных денежных средств может заключить договор с оператором связи, который имеет право оказывать услуги радиотелефонной подвижной связи. По условиям этого договора оператор электронных денежных средств будет вправе увеличивать остаток электронных денег абонента за счет денежных средств, которые уплачиваются авансом оператору. Подобный вид расчетов — существенная альтернатива пластиковым картам, считает В.Резник.
В ходе работы над документом, продолжил В.Резник, была минимизирована нормотворческая функция Центрального банка в этой сфере. «Практически все нормативные акты ЦБ подняты на уровень закона. В первую очередь это относится к вопросам организации и деятельности платежных систем и надзора за ними. Поправки не коснулись системы регулирования безналичных расчетов», — сказал депутат.
О необходимости разработки документа в декабре 2009 года заявил президент РФ Дмитрий Медведев, напомнил В.Резник. Задачей законопроекта было обеспечить государственное регулирование в сфере платежных услуг, сократить зависимость от международных платежных систем. «Принятие закона о национальной платежной системе — это важнейший для нашей страны шаг к созданию современной финансовой инфраструктуры, к развитию отечественных операторов и полноценному финансовому суверенитету России» — считает глава комитета Госдумы по финансовому рынку.