Томская область не вошла в число лучших регионов для ведения бизнеса по версии «Форбс», зато заняла лидирующую позицию по инновационной активности в рейтинге фонда «Петербургская политика».
Итак, по 15 параметрам, таким как, например, социально-демографические характеристики, деловой климат, обеспеченность населения, экономическое положение, инфраструктура, комфортность ведения бизнеса мы отстаем.
Зато у нас есть инновационный форум – площадка для общения (то есть разговоров) людей, заинтересованных в инновационном бизнесе, открытый университет «Сколково» (пока не факт) и несколько контрактов с мировыми компаниями. Слово против дела. Дела же обстоят не столь радужно, как в рейтинге: предприятия и организации покидают Томск. Как сообщает одно из информационных агентств, городской бюджет из-за этого в прошлом году недополучил 5,5 миллионов рублей в виде налогов. 429 организаций перебрались из нашего города в Новосибирск, Москву и другие города.
Инвестиции в основной капитал малых предприятий области в прошлом году достигли 9 миллиардов рублей – это данные Национального института системных исследований проблем предпринимательства. Мало. Количество малых предприятий на 100 тысяч жителей региона – 190. Это 10-й результат по стране. Интересно, что в далеком 2006 году областной чиновник говорил о 960 малых предприятиях на 100 тысяч человек. То есть, за 5 лет прослойка экономически гиперактивных в нашем регионе стала тоньше в 5 раз. И прослойку «частной инициативы» целенаправленно «соскабливают». Весной стало известно, что томская мэрия намерена ликвидировать торговые павильоны по адресам Красноармейская 139 – 143. Где-то там был старый-старый павильон, где продавали пончики – «старые» студенты, кто жил на «Южной», знают, о чем речь. Павильону минимум 20 лет. И вот чиновник мэрии уверяет: «обеспеченность торговыми объектами в Томске сегодня превышает минимальные нормативы…» Только вдумайтесь – любой торговец от ларечника до хозяина супермаркета сегодня находится под угрозой этих самых мифических нормативов. Удивительно, как при такой «скученности» торговых площадей городские власти договорились с сетью «Холидей» об открытии нового магазина…
Если задуматься – большинство ларьков, к которым сегодня есть претензии у мэрии, просто не могут себе позволить перейти на новый, более респектабельный уровень. Причины тому две: налоговое бремя и низкий платежеспособный спрос клиентуры. По приблизительным подсчетам, только 4 процента трудоспособного населения области можно отнести к так называемому «среднему классу». Зато не уменьшается количество жителей области, получающих социальную помощь.
В связи с этим пора вернуться к рейтингу фонда «Петербургская политика» и первому месту по инновационной деятельности. Вполне уместен будет ряд не очень удобных вопросов: зачем нужна инновационная «цветная» картошка, если на обычную, «черно-белую», денег не у всех хватает? Зачем нужны безочковые 3D-телевизоры тем, у кого нет своей квартиры, и больше половины семейного бюджета уходит на выплату ипотечного кредита? Кто выпишет инновационное лекарство из хвои, если к врачу в поликлинике можно попасть далеко не с первого захода? Список можно продолжить. Сегодня на каждый инновационный «плюс» можно подобрать обезоруживающий житейский «минус». Но вместо разницы потенциалов, которая, как известно из физики, порождает электрический ток — созидательную энергию, происходит «аннигиляция» — бесплодная вспышка народного сарказма вроде термина «нано-кастрюля». Это мертвая энергия.
Андрей Маланов