Лучшая защита ребенка – это высокая квалификация педагогов и директоров школ. Результаты опроса руководителей российских школ, участников ежегодного конкурса «Директор школы», учителей ко Дню защиты детей. В преддверии Всемирного дня защиты детей оргкомитет Всероссийского конкурса «Директор школы – 2011» решил узнать мнение школьных директоров по широкому спектру вопросов, связанных с защитой и безопасностью школьников.
Подавляющее большинство руководителей школ считает, что лучшей формой защиты учеников является не столько применение технических средств обеспечения безопасности, сколько высокая квалификация директоров и педагогов. Ведь качество образования гарантирует ученикам практическую значимость полученных в школе знаний, мотивирует их к учебе и самореализации, а значит, защищает их будущее. Кроме того, значительное количество директоров полагает, что, несмотря на современные технологии, нынешние школьники менее защищены, и в советское время за безопасностью следили гораздо строже. 1 июня является особой датой в 88% школ, директора которых приняли участие в опросе. Как правило, в этот день в учебных заведениях проводятся праздничные линейки, концерты и различные конкурсы.
Особого внимания заслуживают те учебные заведения, где в День защиты детей проходят благотворительные акции и мероприятия, которые направлены на оказание реальной помощи детям. Так, в школе № 2 города Мончегорска Мурманской области ученики обновляют детские площадки, посещают социальный приют, раздают на улице листовки с телефонами различных служб города, в которые дети могут обратиться за помощью в трудных ситуациях. А школе №4 города Чегем Кабардино-Балкарской республики 1 июня проводят театрализованное представление с приглашением в школу детей с ограниченными возможностями, обучающихся на дому. «Очень важно, чтобы дети чувствовали, что их любят, что они нужны, что их защитят от всех напастей», – делится своим мнением о значении праздника Альфия Харисова, директор школы №3 г. Белоярский Тюменской области. Большинство руководителей тех школ, в которых День защиты детей пока не отмечается, хотели бы ввести традицию празднования.
«Я бы хотела ввести такую традицию, но с участием родителей. Потому что права ребенка должен соблюдать и защищать, прежде всего, родитель», – делится Арменуи Абелян, директор одной из школ Краснодарского края. – «Мы можем образовывать и воспитывать, а защищать и любить должны в первую очередь родители, а нам иногда (к сожалению) приходится защищать детей от родителей. Мне кажется, если родители будут вовлечены в жизнь школы, то они будут больше понимать и своих детей и то, что делает педагогический коллектив для того, чтобы ребенку было комфортно учиться в школе». Директора школ по-разному понимают, что такое защита и безопасность детей, поэтому одни руководители считают необходимым сконцентрироваться на качественной охране здания и прилегающей территории (38%), другие – на организационной безопасности и соблюдении дисциплины (47%), а третьи ставят во главу угла охрану здоровья учеников и их психологический комфорт (40%). Однако абсолютное большинство опрошенных сошлись в едином мнении: квалификация педагогического и административного состава – ключевое звено в обеспечении безопасности, так как ничто так не вредит ученику и ничто так не понижает мотивацию ребенка к учебе, как низкая квалификация и непрофессионализм работников школы (84%). Интересно отметить, что обеспечение безопасности с помощью технических средств (видеонаблюдения, специальных систем оповещения) считает необходимым лишь 18% опрошенных директоров школ. Несмотря на то, что в современных школах появилось больше современных технологий по обеспечению безопасности в школе, 28% директоров считает, что в наше время общество «игнорирует» предпосылки опасности, и что в советское время за безопасностью следили строже. Интересно отметить, что во времена существования Советского Союза каникулы у школьников начинались именно 1 июня. Лишь 11% считают современные школы более надежными. Тем не менее, большая часть директоров (65%) полагают, что нельзя сказать, в какое время было безопасней, так как решающий фактор – не особенности той или иной эпохи, а действия и чувство ответственности конкретного руководителя школы. С тем, что в школах требуется проведение дополнительных мероприятий по безопасности детей, согласно подавляющее число респондентов. Однако мнения о том, стоит ли это делать в обязательном порядке или на добровольной основе, разделились практически поровну. 52% директоров школ считают, что нет необходимости в принуждении, но в своей школе они хотели бы осуществить эту инициативу, чтобы дети были более грамотны в вопросах безопасности, а родители еще больше доверяли бы учебному заведению. А 41% опрошенных полагает, что проведение дополнительных занятий нужно ввести во всех школах в обязательном порядке, так как в первую очередь именно школа должна давать детям знания об их безопасности. В большинстве случаев дети могут при нарушении своих прав самостоятельно, без участия родителей, решить проблему: обратиться к классному руководителю (94%) или директору (92%), а также к завучу (80%). Лишь 10% опрошенных отметили, что при нарушения прав ребенка в адрес администрации школы могут обратиться только родители с официальным заявлением. Отвечая на вопрос «Нужна ли в каждой школе отдельная ставка для специалиста по защите прав детей или можно обойтись повышением квалификации по этой теме для обычных педагогов?», большинство респондентов отметило, что инициатива введения в штат школы отдельного специалиста им нравится, однако и без этого защита прав детей в достаточной мере обеспечивается государственными органами и организациями (42%). Голоса тех, кто полностью поддерживает введение этой ставки, и тех, кто категорически возражает, разделились практически поровну – 27% и 29% соответственно. Кроме того, многие директора школ отметили, что при отсутствии в школе атмосферы взаимного уважения и доверия «никакие специалисты и юристы не помогут», и что лучшей гарантией соблюдения прав всех участников учебного процесса является уважительное отношение между учителями, детьми и родителями. С тем, что к вопросам защиты и безопасности в школе необходимо активно привлекать самих учеников, согласны 92% директоров российских школ. Интересный и полезный для всей школы способ, который был инициирован самими учениками, предлагает Старопышминская школа Свердловской области – введение внутришкольной валюты («старопышминки»), позволяющей точно оценивать результаты внеурочной деятельности, и системы бонусов и штрафов, которые тренируют навык самооценки, чувство коллективной и индивидуальной ответственности. А в одной из школ Волгограда ученики явились инициаторами и соавторами социального проекта, который помогает воспитанникам приюта, расположенного рядом со школой, успешно адаптироваться к воспитательно-образовательной среде школы, быть активными участниками всех мероприятий. Одна из главных гарантий защиты ребенка, обеспечения его школьных успехов, а значит, и профессионального будущего – это высокая мотивация ребенка к учебе, которая зависит от квалификации педагогов и руководителя школы. Участники Всероссийского конкурса «Директор школы – 2011» применяют эффективные способы поддержания интереса ребенка к учебе и обеспечения психологического комфорта школьников. Разумный подход предлагает Людмила Бердышева, директор школы из Новосибирской области: «Чтобы мотивировать ребенка к учебе, в первую очередь, должен быть мотивирован учитель на высокие результаты работы. Эту мотивацию мы поддерживаем через систему поощрений учителя, моральную и материальную». А Татьяна Немирич, директор сельской школы № 16 деревни Кулиш Иркутской области, считает, что большинство проблем можно избежать, если прививать детям любовь к труду и чувство уважения к старшим. «Школа наша сельская, а потому нам проще. В чём? Да в том, что на селе ещё сохранено чувство уважения к старшим, здесь все на виду, всё просматривается и что-то если не так, осуждается, как говорится, «всем миром». Пример – лучший воспитатель. Ребята в селе раньше взрослеют, и помогает, я уверена, в этом им труд, труд на земле. И проблем с психологическим комфортом не возникает. Всё поставлено на уважении, как к ученику, так и к взрослому».