Госдума РФ на пленарном заседании во вторник приняла во втором чтении законопроект об ответственности судовладельцев за ущерб от загрязнения бункерным топливом.
Изменения в Кодекс торгового мореплавания вносятся по предложению правительства РФ. Документ был внесен в Думу в феврале 2010 года.
Внесение этих изменений необходимо для приведения российского законодательства в соответствие с Международной конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 года. Конвенция вступила в силу 21 ноября 2008 года. По состоянию на 10 октября 2009 года ее участниками являлись 44 государства.
В кодексе предлагается прописать основания ответственности судовладельца за ущерб от загрязнения бункерным топливом, освобождения его от ответственности. Так, судовладелец не несет ответственность за ущерб от загрязнения, если докажет, что он причинен вследствие военных действий, народных волнений, непреодолимого стихийного явления; причинен действиями или бездействием третьих лиц с намерением причинить ущерб; полностью причинен по неосторожности или в результате иных противоправных действий публичных властей, отвечающих за содержание огней и других навигационных средств.
Документом устанавливается обязанность для собственника судна вместимостью более чем 1000 тонн страхования или предоставления финансового обеспечения своей ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом.
Законопроектом также вносятся изменения, связанные с административной реформой, изменившей систему федеральных органов власти и их компетенцию. Кодекс также дополнен нормами по сближению национальных морских правовых норм с международными.
Кодекс дополняется нормой о том, что деятельность, связанная с ледокольной проводкой, поисковыми, спасательными и буксирными операциями, подъемом затонувшего в море имущества, гидротехническими, подводно-техническими и другими подобными работами, во внутренних морских водах или в территориальном море РФ осуществляется судами, плавающими под Государственным флагом РФ.
Включено положение о том, что на судне, находящемся в плавании, капитан возбуждает уголовное дело публичного обвинения и осуществляет неотложные следственные действия в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
В случае возбуждения уголовного дела публичного обвинения порядок и особенности выполнения капитаном судна в связи с этим действий, не относящихся к процессуальным, определяются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Капитан морского порта в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, может запретить заход судна в морской порт или постановку судна на якорь на подходах к морскому порту в случае существенного несоответствия судна требованиям, касающимся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов.
Устанавливается норма о том, что любое судно, перевозящее наливом в качестве груза более 2 тыс. тонн нефти, не может зайти в порт на территории РФ или выйти из него, не имея на борту свидетельства о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью. Если это правило нарушается, судно может быть задержано по распоряжению капитана морского порта до предоставления собственником судна свидетельства. Аналогичные требования к наличию свидетельства о страховании или финансовом обеспечении предъявляются для судов, перевозящих опасные и вредные вещества.