Специалисты Всемирной организации здравоохранения недавно объявили, что травмы, полученные в результате ДТП, являются главной причиной смертности среди жителей Земли в возрасте от 15 до 44 лет.
Вряд ли кого-то сильно удивляет сегодня такая информация: многим из нас знакомо предупреждение «Автомобиль – источник повышенной опасности», и уж конечно все без исключения могут легко вспомнить несколько стандартных ситуаций, в которых происходят аварии. И самому оказаться в любой из них тоже очень просто: на секунду отвернулся, на две секунды позже нажал на тормоз, был уверен, что вон та машина на перекрестке пропустит и ошибся – и вот уже стоишь и, мешая движению, ждешь… В лучшем случае ГАИ, в худшем – скорую. Увы, людям свойственно ошибаться, а также отвлекаться, утомляться и много еще чего, не способствующего серьезным изменениям печальной статистики. Однако в то же время у нас, к счастью, имеются интеллект и творческие способности. И некоторым представителям человечества удается, используя эти бесценные дары, постепенно снижать чувствительность автомобилей к «человеческому фактору», а значит, повышать их безопасность. Насколько же доступны их изобретения всем остальным?
Для начала стоит разобраться, какую такую безопасность вообще несет в себе современный автомобиль. А безопасность в нем даже не одна — их две: пассивная – это все детали, которые снижают тяжесть ДТП, и активная – системы, направленные на предотвращение аварий. Пример первой – подушки безопасности (аэрбэги), пример второй – антиблокировочная система тормозов (ABS). На сравнительно недорогих новых автомобилях активная безопасность либо представлена одним только приведенным примером (ABS), либо отсутствует вообще. Лучше, надо сказать, чтобы вышеупомянутые три буквы (основное предназначение которых — предотвратить потерю управляемости транспортного средства в процессе резкого торможения) в машине все-таки присутствовали. Если хотите приобрести новый автомобиль с ABS – готовьте не менее 388 тысяч рублей. За 368 из них вы сможете купить «Рено Логан», за оставшиеся 20 отдельно (ни в одну из стандартных комплектаций это не входит) приобретете ту самую систему. Те, кто накопил на средство передвижения от 400 тысяч до полумиллиона, уже могут выбирать между «Шкодой Фабия» (424 тысячи), «Шевроле Авео» (480) и «Киа Рио» (470). Подушек безопасности в каждом из указанных вариантов будет две – для водителя и переднего пассажира.
А теперь сэкономим на ABS и посмотрим, на чем и почем покатимся домой в таком случае. Все машины, вокруг которых мы уже прогулялись, существуют в базовых версиях, где никакой активной безопасности нет. «Простейшие» «Рено Логан» и «Шевроле Авео» с одной подушкой предлагаются от 337 тысяч и от 396 соответственно, цены на «Шкода Фабия» и «Киа Рио» начинаются от 399, и аэрбэгов за это дают два. «А может, ну их, эти подушки?» — скажет человек, направляющийся за персональным транспортом с тремя сотнями тысяч в кармане. И тоже кое-что найдет – например, «Дэу Матиз» за 230 тысяч или его родственницу «Нексию» за 318. А уж если пойти с такой суммой за «ВАЗом», то без покупки можно вернуться, пожалуй, только если совсем замучаешься выбирать. Отсутствие подушек безопасности еще не означает, что автомобиль совсем не способен защитить вас от повреждений при столкновениях. К пассивной безопасности относятся также бамперы, сминающиеся при ударе, травмобезопасные подголовники (при ударе сзади не позволят голове запрокинуться назад и сломать шею), усиленные дуги в дверях, складывающаяся рулевая колонка… Самым известным и привычным в этом длинном списке являются ремни безопасности, о необходимости пользоваться которыми нам так часто напоминают. А уж ремни-то есть во всех автомобилях. И если так рассуждать, то пассивная безопасность, получается, доступна автолюбителю с любым кошельком…
…Вот только стоит ли рассуждать так? Euro NCAP сказал бы: «Нет, ни в коем случае!» Эта организация, с 1997 года проводящая независимые краш-тесты, к 2010 году дошла до того, что требует обязательного присутствия в испытуемом ею автомобиле системы курсовой устойчивости (самый распространенный вариант — ESP). Задача этой системы — предотвращать занос автомобиля и удерживать его на безопасной траектории движения, а не говорили мы о ней до сих пор, поскольку на машины рассмотренного ценового уровня ESP не устанавливается. Минимальная цена автомобиля, на котором можно встретить это полезнейшее изобретение, превышает 600 тысяч рублей (примеры – «Форд Фокус», «Рено Меган»), бюджетным такой вариант не назовешь. Зато, потратившись на него, вы будете весьма неплохо защищены, ведь ESP включает в себя ту же ABS, да и подушек безопасности в салоне будет больше двух.
Найти достаточно безопасную машину за умеренную цену можно и на вторичном рынке. Среди великого множества переходящих из рук в руки подержанных иномарок таких должно быть немало, ведь все технологии, о которых шла речь выше, появились достаточно давно: аэрбэги и ABS – в начале 70-х годов, ESP – в начале 90-х. Почти все японские машины, начиная с конца 90-х годов, серийно оснащаются минимум двумя подушками безопасности и антиблокировочной системой тормозов. А раз так, значит, и с 250-300 тысячами можно сесть за собственный руль и в случае дорожных неприятностей не пожалеть о том, что сел именно за этот.
Скорее всего, со временем основные из существующих систем автобезопасности станут обязательными и общедоступными для автолюбителей, как стали таковыми сотовые телефоны для всех подряд. Люди, вероятнее всего, продолжат делать на дорогах те же ошибки, но технологии сделают последствия этих ошибок значительно менее катастрофическими, чем сегодня. Проще говоря, смертей и ранений в ДТП должно стать меньше. Но кузова все-таки будут мяться, а стекла биться. А поскольку водителей это очень огорчает, быть сосредоточенными и внимательными за рулем им придется еще много лет.
Илья Белокрылов
Фото: rupix.eu