Недостойное это занятие – считать деньги в чужих карманах. Именно поэтому региональные власти щепетильно предпочитают в морально-этические дебри не лезть и используют в общении с народом усредненные, так сказать, среднестатистические данные.
Губернатор вот на днях отчитывался перед областным парламентом и отметил, что 2010-й стал годом восстановления доходов жителей области. Вот и вклады в томских банках выросли на 17 миллиардов по сравнению с 2008 годом, и машин прибавилось… Словом, «жить стало лучше» — скажет оптимист… «но далеко не всем», — добавит реалист, доставая из кармана калькулятор.
Итак, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в Томской области в 2010 году составила около 22 тысяч рублей, сказал губернатор. А спикер областного парламента Борис Мальцев добавил, что средняя зарплата на 122 предприятиях Томской области превышает 50 тысяч. По его же словам около 500 предприятий платят в среднем 22 тысячи рублей. Казалось бы – прекрасно.
Однако официальная статистика не только пудрит людям мозги, но и помогает стряхнуть пудру с извилин – диалектика бытия. По данным Томскстата, в прошлом году в регионе насчитывалось 32 тысячи 329 организаций разных форм собственности, из них 134 – из сферы добычи топливно-энергетических полезных ископаемых.
Берем калькулятор, складываем, делим. Выходит, что достаточно приемлемые зарплаты – от 22 до 50 тысяч — пусть и в усредненном значении, платят меньше 2 (!) процентов организаций. К тому же, готов поспорить, 122 самых щедрых предприятия региона попадают как раз в число тех 134, что причастны к углеводородным закромам Родины. Это совершенно особая категория людей, которая, пожалуй, и делает области прекрасную усредненную статистику.
Из 680 тысяч 600 трудоспособных жителей Томской области чуть больше 25 тысяч человек (3,7 процента) задекларировали свои годовые доходы до 1 миллиона рублей. В эту категорию по закону попадают те, кто совершал сделки купли-продажи или сдачи в аренду имущества, а также другие источники дохода, которые не попадают в те 13 процентов подоходного налога, которые удерживают в бухгалтерии из зарплаты. То есть, люди, имеющие собственность, а значит, достаточно состоятельные. Было бы интересно посмотреть состав этой «золотой когорты» — но это отдельная история.
Перед нами так называемый «средний класс» — по крайней мере, с точки зрения имущественного ценза. Кстати, накануне кризиса по разным оценкам «средний класс» в России составлял от 10 до 25 процентов. В США к «среднему классу» причисляют примерно 48 процентов гражданского сообщества.
Есть в нашем регионе и откровенные богачи. По данным ФНС до 10 миллионов рублей заработали в прошлом году 1261 человек (0,18 процента трудоспособного населения), от 10 до 100 миллионов – 14 человек (0,020). Девять жителей области задекларировали до полумиллиарда рублей (0,0013). И один – миллиард рублей (0,00014). То есть примерно 0,2 процента населения нашей области имело доходы от 1 миллиона до 1 миллиарда рублей.
Итак, только около 4 процентов трудоспособного населения могут сегодня, не покривя душой, разделить оптимизм губернатора, спикера и их коллег по вертикали власти относительно того, что в прошлом году действительно имело место «восстановление доходов». Что же остальные?
А остальные 96 процентов трудоспособных жителей области в прошлом году, опять же, если верить статистике, довольствовались доходами около 15 тысяч рублей в месяц или примерно 180 тысяч рублей в год – это по самым оптимистичным подсчетам, но даже так от пяти до пяти с лишним тысяч раз меньше, чем положила в свои карманы «золотая когорта». А ведь есть еще воспитательницы в детских садиках, некоторым из которых в прошлом году, как говорят, начислили по 9 с половиной тысяч. И есть еще пенсионеры по старости, про чью пенсию вообще писать тоскливо. Эти 96 процентов – сухой корж большого слоеного пирога, как будто специально высушенный в течение 20 последних лет – чтобы сливки с кремом не впитывал.
Андрей Маланов
Фото: arzvesti.ru