Компьютерная техника в России в плане продаж уже несколько лет находится в двух противоположных измерениях: с одной стороны, технический прогресс и кризис толкают себестоимость и продажные цены в сторону уменьшения, но с другой стороны, девальвация рубля делает такие потуги совершенно незаметными и даже наоборот: в рублях ноутбуки цены возросли и расти продолжают. Так что если надо оптимистично смотреть на покупку ноутбука сегодня, то стоит сравнить его долларовую цену наших дней с долларовой ценой, имевшей место пару лет назад, до кризиса: в этом плане все выглядит в радужном цвете.
А вот если наоборот – требуется «приземлиться» или произвести на кого-то впечатление пессимистичности ожиданий рынка, достаточно будет с грустным видом констатировать: то, что раньше стоило 1000 рублей, несмотря ни на какой прогресс не дешевеет и даже стало иногда по 1200! Хотя, ноутбук ноутбуку рознь не только по качественным параметрам, но и по многим другим. Так, На ноутбуки ноутбуки asus цена не учитывает тех серьезных маркетинговых нагрузок, как это имеет место с «ведущими» брендами. Ведь бренд может стать ведущим только в зависимости от уровня собственной рекламируемости – факт, доказанный рынком многократно. И каждому приходилось сталкиваться с таким оборотом речи не обязательно даже продавца: «Но это же известная марка (бренд)!» Не правда ли? Ну а так как ничего бесплатного не бывает, то и рекламу в итоге оплачивает тот, кто ее смотрит. Вернее даже тот, кто на нее «ведется», а ведутся на рекламу так или иначе все.
Но чтобы не оканчивать эту мысль мрачно следует лишь резюмировать, что без рекламы вы бы могли вообще не узнать о качественных брендах, пользуясь всю жизнь чем-то совсем не таким, как того бы хотелось. Вот и приходится платить за это. Еще один нюанс, который связывает воедино компьютерную технику и экономические принципы для россиян – это не совсем корректное восприятие прогресса, которое ну очень сильно мешает ненужной экономностью. К примеру, японцы давно уже рассуждают так: если этот компьютер заменить на более новый, то ускорение производительности окупит разницу в цене максимум за 1-2 месяца, что делает рентабельным такой шаг. В России же массовый потребитель и сейчас уверен, что «это железо должно выдержать новую версию «Сталкера», а если нет – чего-нибудь прикрутим!». И к сожалению, особо смешного здесь ничего нет, но бизнес и кризис совместными усилиями и россиян скоро научат воспринимать технику в первую очередь как фактор производства.
А тогда и психология восприятия компьютеров и компьютерной техники изменится в лучшую сторону весьма быстро, ведь США и Япония путь проходили крайне похожим образом (ну, у японцев все равно всегда более прагматичное восприятие). Хотя ждать подобного следует не раньше, чем молодое поколение устанет от игр хотя бы настолько, чтобы самим взять в руки бразды техническим прогрессом. В конце концов, так будет дешевле обществу, ведь минимум 30% мощностей техники сегодня подогнаны именно под компьютерные развлечения.