Госдума РФ на пленарном заседании в понедельник приняла во втором и третьем, окончательном, чтении поправки в закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
В первом чтении Госдума приняла этот документ 6 апреля. Как сообщил журналистам глава думского комитета по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум, ускоренное рассмотрение законопроекта связано с тем, что правительству РФ необходимо реализовывать программу, связанную с госзакупками дополнительного медицинского оборудования.
«Чтобы государственные ресурсы расходовались экономно, принимаются поправки к закону о госзакупках, которые вводят особый порядок, который может установить правительство в части квалификации участников размещения заказов», — отметил М.Шаккум.
В принятом документе прописывается, что при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком допускается поставка товара, качество, технические и функциональные характеристики которого являются улучшенными по сравнению с таким качеством и характеристиками, указанными в контракте. В этом случае в реестр контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, вносятся сведения об изменениях контракта с указанием измененных условий.
В соответствии с поправками правительство получит право устанавливать единые дополнительные требования в отношении отдельных товаров и услуг, в том числе квалификационные требования к участникам размещения заказа для федеральных нужд, а также нужд субъектов РФ или муниципальных нужд. Соответствующие решения должны приниматься на заседании правительства.
Документом уточняется норма о размещении заказа у субъектов малого предпринимательства. В частности, обязанность такого размещения в объеме от 10% до 20% общего годового объема поставок предусматривается для всех заказчиков, за исключением случаев размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства.
Законом устанавливаются общие требования к порядку и условиям обоснования начальных максимальных цен государственных и муниципальных контрактов.
Заказчики в обязательном порядке обеспечивают размещение этих сведений на официальном сайте госзакупок с обоснованием цены. При этом источниками информации о ценах на закупаемые товары, работы и услуги могут быть данные Росстата, официальный сайт госзакупок, реестр государственных и муниципальных контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты исследований рынка и иные источники информации. Заказчик также может использовать информацию исследований рынка. Такие исследования могут быть проведены по его инициативе, в том числе с привлечением экспертов по контракту или гражданско-правовому договору.
Заказчик вправе произвести и собственные расчеты начальной цены контракта, говорится в документе.
Законопроект предусматривает наделение правительства правом для отдельных видов товаров указывать и закрытый перечень информации, на который заказчик может ссылаться при определении цены.
Вводится также требование о поставке товара, который должен быть новым — не бывшим в употреблении, не прошедшим ремонт, в том числе восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств.
В соответствии с документом заказчик получает право определить требования к гарантийному сроку и объему предоставления гарантий качества товара, работы, услуги, к расходам на эксплуатацию товара, об обязательности монтажа и наладки товара, к обучению лиц, использующих и обслуживающих эти товары. Такие требования устанавливаются в обязательном порядке, если размещается заказ на поставки машин и оборудования. При этом при размещении заказов на поставки новых машин и оборудования заказчик устанавливает в конкурсной документации требования о предоставлении гарантии производителя данного товара и к сроку действия такой гарантии.
Законом предусматривается, что заказчик вправе определить обязательства по контракту, которые должны быть обеспечены. При этом заказчик обязан их определить в случае поставок новых машин и оборудования с начальной ценой более 50 млн рублей, поставок медицинского оборудования. В этих случаях он также должен определить обязательство о предоставлении вместе с товаром обеспечения гарантии поставщика на товар в размере от 2% до 10% начальной цены.
В соответствии с законопроектом расширяется перечень случаев размещения заказа у единственного поставщика. Так, в него включены лица, привлекаемые бюджетными учреждениями, заключившими контракт на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР); художники-постановщики, декораторы, гримеры. В перечень также включены заказы на изготовление декораций, сценической мебели, театрального реквизита.
Предусматривается также возможность проведения закрытого конкурса в случае оказания услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, музейных предметов, коллекций редких и ценных изданий.
Документ вступит в силу со дня опубликования.