Признаки восстановления отрасли розничного кредитования, наметившиеся еще в конце 2009 г, в полной мере проявились в 2010 г.: снижение ставок, либерализация требований к заемщикам, активизация экспресс-кредитования. В результате, согласно официальной статистике банков, размещенной на сайте ЦБ РФ, падение портфеля прекратилось в середине года, и по итогам полного года портфель вырос на 11% до 4,2 трлн. руб., что соответствует уровню 2008 г. К тому же нехватка заемщиков среди крупного и среднего бизнеса привела к тому, что банки активно разворачивают линейку розницы. По данным ЦБ, рост розничных кредитных портфелей банков по итогам 2010 года составил 14,3%, объем — 3,5 трлн руб. Текущий уровень конкуренции в розничном сегменте оценивается экспертами как жесточайший, поэтому банки вынуждены, несмотря на падение маржи, продолжать снижать ставки по кредитам и пересматривать другие условия в пользу клиентов, предлагать новые опции.
В то же время остается ряд факторов, сдерживающих рост сектора. Многие банки столкнулись с проблемами расширения кредитования и увеличения объемов кредитных портфелей. Количество хороших заемщиков на рынке сократилось, а стоимость их привлечения повысилась. Очевидно, что некоторое время ипотека еще не вернется на прежние объемы выдач. Аналитики утверждают, что банкам нужны источники долгосрочного фондирования, которых сейчас в стране немного. Автокредитование в некоторой степени стало бизнесом самих автопроизводителей. Что касается POS-рынка и рынка кредитных карт, то, несмотря на турбулентность, объемы только росли. Таким образом, восстановление спроса на кредитные услуги началось с именно этих «малых форм» кредитования.
После продолжительного периода стагнации рынок кредитных карт начал расти в 3-м квартале 2010 г. По итогам года рынок прибавил 16%, превысив 250 млрд. руб. Кредитные карты, убеждены участники рынка, позволяют банкам снизить не только операционные издержки, но и риски, а также облегчить обслуживание кредитов. К тому же для клиентов карты с возобновляемым лимитом и грейс-периодом также означают гораздо более широкие возможности в распоряжении кредитными средствами.
Рынок POS-кредитования по результатам года вырос почти в 1,5 раза, при этом основной рост пришелся на второе полугодие. По мнению участников рынка, причиной столь динамичного роста стали беспереплатные акции «0-0-24». Примечательно, что этот вид кредитования интенсивнее всего развивается регионах, причем в каждом со своей спецификой. В Сибири традиционно высокий спрос не только на бытовые товары, но и на меховые изделия. В Томской области кредитование в торговых точках осуществляют несколько банков, примечательно, что это именно универсальные банки, показывающие наилучшие результаты в этой сфере в целом по России. Среди них можно назвать Хоум-кредит, Альфа-Банк, ОТП Банк, последний с долей в размере 17%, согласно данным компании Frank Research Group, уверенно лидирует в сегменте розничного кредитования.
В то же время необходимо помнить, что многие игроки этого рынка – банки с иностранным капиталом. Кризис стал серьезным испытанием для них в России, некоторые из них не сумели справиться с его последствиями и были вынуждены сокращать российский бизнес. Эти банки не смогли обеспечить запланированную доходность российских «дочек» из-за неудачного времени выхода на рынок и чрезмерной концентрации на рознице. Впрочем, иностранные группы, сконцентрировавшиеся на традиционных для себя сегментах, покидать Россию не торопятся.
Доля иностранного капитала в российской банковской системе в острую фазу кризиса сократилась с 31,19% (по итогам первого квартала 2009 года) до 24,5% (по итогам четвертого), свидетельствуют данные ЦБ. О сокращении присутствия на российском рынке за 2009-2011 годы объявили акционеры десяти иностранных банков. И, видимо, только время покажет, станет ли 2011 год действительно посткризисным или в конце года мы увидим, что программы кредитования остановились, а банки, еще недавно заявлявшие о серьезных успехах, закроют отделения и уйдут с рынка.
Елена Горбичева.