В России настало время экономического пессимизма населения. И не смотря на то, что сейчас доходы магазинов растут только благодаря новогодним продажам, вскоре кризис дотянется и до ритейла.
Потребительского доверия в России упал до беспрецедентного уровня за последние три года. «Причиной столь стремительного снижения уровня потребительского доверия стали пессимистические ожидания россиян, связанные с трудоустройством, − пояснил генеральный директор компании «Nielsen Россия» Дуайт Уотсон. — 72% опрошенных сообщили, что считают свои перспективы в области трудоустройства на ближайший год не очень хорошими или плохими». Такие данные приводит международная исследовательская компания Nielsen.
Следует отметить, что в начале декабря уже 73% стали более экономично относиться к покупкам продуктов питания и товаров повседневного спроса. В дальнейшем эта тенденция будет только расти.
Покупки, которые не относятся к товарам первой необходимости будут совершаться россиянами в более благоприятное время. Глава сети «Эльдорадо» Игорь Немченко считает, в 2009 году произойдет сокращение рынка электроники и бытовой техники на 20-30%. Скорей всего та же тенденция будет заметна на рынке мебели и парфюмерии.
Единственное, что останется на плаву это продовольственному рынку. «Люди будут продолжать есть», — констатировал руководитель продуктового розничного оператора X5 Retail Group (сети «Пятерочка» и «Перекресток») Лев Хасис.
Однако и здесь наметиться тенденция смещения спроса. Если раньше все большей популярностью начинали пользоваться магазины с деликатесами и изысками, то в кризисное время в почете будут обычные продукты питания.
«В целом, судя по ответам потребителей, сегодня выигрывают гипермаркеты и дискаунтеры, — констатируют социологи Nielsen. — Их плюсы в глазах потребителей − большой ассортимент и возможность купить все в одном месте (дань предпочтениям «сытых» годов) и возможность получить более дешевую цену (новые требования времени)», пишет «Росбалт».
Аналитик ФК «Метрополь» Мария Сулима считает, что в выигрышной позиции находятся сети-дискаунтеры — «Дикси», «Пятерочка», «Магнит».
Кризис значительно уменьшит выбор товаров. «Если до кризиса на полках было 20 видов подсолнечного масла, то теперь его останется 5 или 10 видов», — предсказывает исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Белоновский.