Интересное

Нынешний год стал тяжелым и насыщенным событиями для России. Кризис, война, обострение отношений с ближайшими соседями и международным сообществом. Свою версию рейтинга самых важных событий, идей и решений представил Андрей Илларионов.

16:13 / 30.12.08
358
Мы в социальных сетях:

Нынешний год стал тяжелым и насыщенным событиями для России. Кризис, война, обострение отношений с ближайшими соседями и международным сообществом… Все это не позволяет говорить о той стабильности, которую нам пропагандировали в течение последних лет, и делает затруднительным построение каких-то прогнозов на будущее. Однако итоги года необходимо подводить, чтобы понять, что 2008 год нам принес и как жить дальше. Свою версию рейтинга самых важных событий, идей и решений представил президент Института экономического анализа, старший научный сотрудник Института Катона (Вашингтон) и бывший советник Президента Андрей Илларионов на пресс-конференции в Независимом пресс-центре.

«С моей точки зрения, год может и должен называться как «Год войны», — обозначил Илларионов главную тему года. – Это год войн, которые российские власти ведут и против соседей нашей страны, и против российского бизнеса, и против народа, и против международного сообщества… По сути это год перехода к тотальной войне против всех».

Главным событием года для России Андрей Илларионов назвал российско-грузинскую войну. Важность события никем не ставится под вопрос, однако суть и временные рамки конфликта в СМИ и общественном сознании обозначены неверно. «Речь идет точно не о пятидневной, а, как минимум, пятилетней, а, возможно, более длительной, войне. Соответственно, ни «пятидневная», ни «августовская», ни какие-то другие названия не могут применяться по отношению к этой войне, — считает он. – Другие названия, как Грузино-Осетинская или Южноосетинская, также не могут применяться, поскольку масштабы действий охватывали огромные территории. Ни Южная Осетия, ни Абхазия не играли какой-либо существенной самостоятельной роли в конфликте, главными субъектами которого являются Россия и Грузия».

Главным результатом года, по версии Илларионова, стал экономический кризис, усугубленный войной власти против соседей России, российского бизнеса, собственного народа. При этом, экономист опроверг все наиболее распространенные обозначения нынешнего кризиса. Во-первых, по его мнению, кризис не является «финансовым», поскольку он в первую очередь задел производственную сферу. Экономический спад в России начался еще в июле, за 5 месяцев промышленное производство упало на 13%, а ВВП за последние 3 месяца сократился на 4,7%.

Во-вторых, экономист считает не совсем корректным называть кризис «мировым». Он затронул главным образом США, Японию, Европу, часть бывшего СССР. В Китае, напротив, спад незначителен, и к концу года, по прогнозам экспертов, рост ВВП составит 9%. В Индии этот показатель должен составить около 7%. Мало затронул кризис и часть Латинской Америки, большинство стран Африки, Средней Азии и Ближнего Востока. Кроме того, последствия также разные у пострадавших стран. Так, в России производство упало сильнее, чем в США. 

Андрей Илларионов также выступает против того, чтобы всю вину за происходящее в российской экономике взваливать на кризис в США. За океаном острая стадия кризиса наступила в сентябре. Тем временем, в России еще в июле начало падать промышленное производства, а в транспортной сфере спад начался еще в марте этого года.

Связь кризиса с падением цен на нефть тоже весьма сомнительна, по мнению экономиста. Ведь в июле нефть еще стоила $147 за баррель, а российское производство уже начало свое падение. Кроме того, нефтяной сектор не сильно пострадал, по сравнению, например, с металлургическим, где производство сократилось на 25-40%.

Также в России сохраняется платежный баланс, причем с профицитом в 10-12 млрд долларов. Из всего этого Илларионов сделал вывод, что природа кризиса отличается от того, что нам сообщают.

Идеей года Андрей Илларионов назвал самоорганизацию граждан, которая приобрела новые формы, как, например, движение против повышения таможенных пошлин на подержанные иномарки.

Главной антиидеей года является идея привилегированных интересов России в других странах, что по сути является современным изданием имперской идеи и курсом на новые войны. Кроме того, антиидеями являются разговоры о возможном присоединении России к Организации стран-экспортеров нефти и идея создания газового объединения по образу ОПЕК. «Организация ОПЕК – это Госплан, только повернутый в противоположную сторону. Госплан хотя бы своей изначальной целью ставил повышение объемов производства и повышение благосостояния граждан, а ОПЕК ставит задачу сокращения добычи, сокращения экспорта нефти, сокращение производства», — прокомментировал Илларионов сам принцип работы Организации стран-экспортеров нефти.

Илларионов считает, что закон года просто невозможно определить, потому что его нет. Зато антизаконом являются поправки в ст. 275 УК о государственной измене. Он заявил, что, теоретически, теперь под эту статью может попасть все, что угодно, поэтому она является подготовкой политики террора.

Решением года во внутренней политике экс-советник Президента считает решение о снятии Мурата Зязикова с поста президента Республики Ингушетия. Оно было принято после длительного общественного сопротивления политике Зязикова, принесшего много жертв. Это показывает, какую цену необходимо заплатить за реализацию политической воли.

Антирешением года во внешней политике Илларионов считает одностороннее признание Абхазии и Южной Осетии, которое изолировало Россию не только от мирового сообщества, но и от ближайших соседей. Даже самый близкий союзник России – Белоруссия – не хочет идти за Россией в этом направлении.

Антирешением года в целом экономист назвал повышение таможенных пошлин на ввоз подержанных иномарок, вызвавшее массовые протесты и ударившее по очень широкому кругу людей.

Аферой года является селективная раздача государственных средств в особо крупных размерах приближенным банкам и компаниям. Их сумма, по оценкам экономиста, составляет более 200 млрд долларов. «В истории нашей страны, богатой на разнообразные аферы, такие суммы еще не фигурировали», — отметил он.

Шуткой года Илларионов назвал заявления властей: «Россия – это тихая гавань», «остров стабильности», и «мировой финансовый центр».

Загадку года экономист обозначил как «Новая война: где и когда?».

Событием года на постсоветском пространстве явилась всеобщая прямая или косвенная поддержка Грузии в войне. Ведь даже страны, не поддержавшие Грузию прямо (подобно Украине или Прибалтике), не встали открыто на сторону России. Помимо этого Илларионов отметил «оттепель» в Белоруссии, которая может поменять местами Россию и Белоруссию по степени демократичности.

Событием года в мире Илларионов назвал избрание Барака Хусейна Обамы президентом США. Это важно не только потому, что он первый президент-афроамериканец, но и потому, что он пользуется поддержкой далеко за пределами США. Многие ждут от него изменений во внутренней и внешней политике. Однако, учитывая сложную ситуацию в мире и США, воплощение этих ожиданий для Обамы будет связано с большими трудностями.

Илларионов предпочел уклониться от многочисленных вопросов о том, что будет дальше, а также об истинных причинах экономического кризиса в России. Прогнозы сейчас, по мнению экономиста, делать тяжело, так как кризис этот достаточно сложный и необычный. А о причинах кризиса Илларионов предпочел умолчать, так как его целью не является выдача конкретных рецептов и ответов. Гораздо важнее поднять общественную дискуссию по этому поводу, побудить людей к самостоятельному анализу ситуации.