Одновременно с ростом количества рождественских заказов в КНР от российских компаний, запросы от американских и европейских компаний сократились на треть. По сведениям Главного Таможенного управления КНР, за 11 месяцев уходящего года зафиксирован объем экспорта рождественской продукции в Россию в размере 68 487 704 долларов США, что почти на 30% больше по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года. В то же время объем экспорта в США сократился почти на 20 миллионов долларов США, составив за январь — ноябрь 2008 года 749 860 277 долларов США. В ближайшее время прогнозируется дальнейшее проявление наметившейся тенденции.
Причем, по словам представителей производителей сувениров в Китае, иностранные компании из Европы и США не только сокращают количество своих заказов, но и отменяют ранее сделанные, что происходит почти в 10% случаев. Увеличению заказов не способствует даже существенное уменьшение цен на рождественскую продукцию. Если в прошлом году средний доход от экспорта рождественских товаров достигал 25%, то в этом году он едва поднимается до 15%. Кроме того, самым большим спросом пользуются дешевые товары, без дополнительных украшений. «Щедрые в прошлом году европейцы стали очень бережливыми. По подсчетам, около 70% иностранцев готовят к Новому году и Рождеству подарок стоимостью дешевле 10 долларов. Такой поворот событий серьезно ударяет по нашему производству», — заметил директор промышленной ассоциации подарков Рийань, одного из крупнейших производителей рождественских товаров в Шэньчжэне.
Вместе с тем, Россия демонстрирует увеличение поступления в свою страну китайских рождественских товаров. Так, в текущем 2008 году на 60% увеличился экспорт рождественских елей. Однако, что касается дополнительных украшений, здесь показатели также снижаются. Например, экспорт гирлянд в РФ из КНР сократился почти на 20% по сравнению с прошлым годом.
Евгений Колесов, генеральный директор компании Optim Consult, являющейся членом китайской Ассоциации производителей игрушек, отметил, что тенденция уменьшения спроса на рождественские аксессуары проявилась еще осенью на Кантонской ярмарке (вторая в мире по величине), когда заказы снизились более чем на 15%. «Сокращение покупок дорогих сувениров и дополнительных украшений свидетельствует о значительном снижении потребительских расходов в российских семьях. Подарочная продукция не является необходимой, она как индикатор материального достатка в обществе. В итоге снижение российского спроса на китайские сувениры в ближайшее время будет неизбежным, что приведет совместно со снижением спроса Европы и США к резкому сокращению производства сувенирной продукции и даже закрытию многих предприятий в Китае», — считает эксперт.
По материалам компании Optim Consult.