Всеобщая автомобилизация населения, кроме пробок на дорогах, породила и ещё одну проблему: нехватку парковочных мест. Советские гаражные комплексы давно уже не могут вместить все автомобили томичей, железные «ракушки», уродующие облик города, который год грозятся убрать, оставлять машины во дворе – во всех отношениях небезопасно. Мало того, что сам автомобиль оказывается беззащитен перед стихиями и угонщиками, скопление «легковушек» во дворах создаёт серьёзное препятствие для проезда автомобилей экстренных служб.
Во всём мире лучшим решением парковочного вопроса давно признано строительство достаточного количества многоуровневых гаражных комплексов. Есть такие и в Томске, например, на проспекте Фрунзе и улице Говорова. Только вот цена на ячейку в этих комплексах начинается от 600 тысяч и сравнима со стоимостью малогабаритного жилья. Для многих семей это непозволительная роскошь.
Но перед небогатыми автомобилистами забрезжила надежда на собственное парковочное место: в Томске стартовал проект «Народный гараж», который предполагает создание бесплатных открытых стоянок во дворах жилых домов, платных автостоянок на межквартальных территориях и многоэтажных парковок во всех районах города. Для строительства последних уже выделено пять пилотных площадок: в микрорайоне Радужном, на Иркутском тракте в районе ДОСААФ, на пересечении ул. Высоцкого и Иркутского тракта, на ул. Беринга и на Степановке. Для одной из таких парковок, на 364 места в 6 уровнях, уже подготовлен эскизный проект. Предполагаемая стоимость одного машиноместа — около 250 тыс. рублей.
Здорово? Да просто замечательно! Почему же тогда в столице нашей родины, где программа «Народный гараж» реализуется уже несколько лет, люди пишут письма Собянину и выходят на митинги с требованием прекратить это безобразие?
Протестующие считают, что программа «Народный гараж» грубым образом нарушает право граждан на собственность. Дело в том, что многоуровневые парковки строятся на месте старых плоскостных гаражных комплексов. При этом владельцам снесённых гаражей не предоставляется никакой компенсации: взамен добротного просторного гаража предлагается купить клочок асфальта размером 2,5 на 4,9 кв.м безо всяких скидок. Это выглядит примерно так, как если бы вас выселили из собственной трёхкомнатной квартиры, в утешение предложив приобрести по рыночной цене комнату в общежитии.
Но недовольны не только владельцы старых гаражей, но и приобретатели новых. Мало того, что парковочные места просто крошечные: «чайник» не заедет, не зацепив соседний автомобиль. Так ещё и цена на них в итоге оказывается выше, чем заявленные для Москвы 350 тысяч рублей. То невесть откуда взявшийся посредник требует 15 тысяч за оформление договора, то чиновник начинает намекать на взятку. А москвичи, купившие место в одном из гаражей, с удивлением узнали, что им придётся платить ежемесячную арендную плату в размере 4300 рублей. При этом месяц на платной охраняемой стоянке в Москве обойдётся в 6000 рублей. При таких условиях народный гараж окупится примерно через 17 лет!
Неудивительно, что независимые источники заявляют о крахе программы «Народный гараж» в Москве. Проверка московской Контрольно-счетной палаты показала, что за два года было построено и сдано в эксплуатацию только три объекта из запланированных 182. Москвичи получили всего 1691 машиноместо, а не более 45 тысяч, как планировалось. На эти цели из городского бюджета за три года было выделено более 179 млрд рублей. И не факт, что все они были использованы по назначению. Так, осенью 2009 года было возбуждено уголовное дело против двух главных кураторов программы «Народный гараж» по подозрению в нерациональном использовании 130 миллионов рублей. Но дело не закончилось ничем, и оба чиновника продолжают работать в этой сфере.
К чему приведёт программа «Народный гараж» в Томске – пока непонятно. Власти, как местные, так и московские, избегают говорить о недостатках и подводных камнях проекта, делая вид, что всё идёт как надо. А народ, как обычно, не верит в искренность их начинаний.
Редакция новостей tomsk.ru
Фото: www.istikon.ru