Актуальное

Когда цены падают – к чему это?

10:46 / 08.02.11
10477

Лихорадка цен в маршрутном бизнесе.

Мы в социальных сетях:

 

Когда цены падают – к чему это?Эпопея с повышением цен на маршрутки началась еще до Нового года, а сегодня скорее уже вызывает нервный смех у граждан. В начале года нас «порадовали» информацией о том, что с 1 февраля проезд в частных маршрутных автобусах подорожает до 15 рублей.

 

На сайте городской Думы есть информация, что по расчетам администрации, для маршрутов автобусов №№ 11, 13, 14, 19, 26, 27, 28 экономически обоснованной является стоимость проезда от 12,09 руб., для автобусов № 26 и № 14 до 16,92 руб. Из расчетов же самих предпринимателей получается, что стоимость одного проезда в маршрутке складывается следующим образом: зарплата и обязательные платежи — 6 рублей 50 копеек; горюче-смазочные материалы 4 рубля 9 копеек; амортизация, шины, техобслуживание и ремонт — 1 рубль 35 копеек; комплексное обслуживание рейса с учетом установки системы ГЛОНАСС — 58 копеек; накладные расходы — 1 рубль 69 копеек и плюс 54 копейки с пассажира — рентабельность. Т.е. один пассажир обходится предпринимателю в 14,75. В ноябре перевозчики вышли с предложением поднять стоимость проезда в городскую администрацию, городскую Думу, кроме того они обратились в партию «Единая Россия».

 

Однако спикер гордумы Сергей Ильиных эту информацию опроверг, сказав, что оснований для повышения цен в маршрутках нет. В первые дни наступившего года  Ильиных вместе с чиновниками мэрии провел специальное совещание по вопросам новых тарифов на проезд в частном и муниципальном общественном транспорте. На совещании приняли решение, что оснований для повышения тарифов сейчас нет. Одна из главных причин отказа от повышения — невозможность четко проследить пассажиропоток в маршрутках, а также многочисленные жалобы пассажиров. Жалобы на крайне низкий уровень сервиса не прекращаются, несмотря на то, что накануне предыдущего повышения тарифов до 12 рублей между перевозчиками и городской властью было заключено некое соглашение,  согласно которому в городских маршрутках уровень сервиса поднимется.

 

Однако сегодня проезд в переполненной маршрутке, да еще и в час пик – аттракцион не для слабонервных.

 

Вот лишь один пример. Дневное время, полупустой автобус. На переднем сидении, возле водителя, сидит

слепой пассажир с палочкой. Расплачивается за проезд и называет остановку, на которой ему нужно выходить. Однако поднимается и выходит не на той, что ему нужна, а на следующей. Слепой человек считал остановки, а водители маршруток имеют обыкновение останавливаться «по требованию». А тот факт, что пассажир вместе с деньгами еще и назвал нужную ему остановку, был просто проигнорирован водителем.

 

Для человека, плохо ориентирующегося в городе, томские маршрутки просто наказание. Как раз именно потому, что здесь не принято объявлять остановки. Там где есть кондуктор – в соглашении с мэрией этот пункт, кстати, оговаривался, шансы выйти на нужной остановке повышаются в разы…

 

Ну все это – лирическое отступление. Вернемся к нашим баранам – цене проезда. 1 февраля благополучно наступило, повышения цен не произошло. Более того, случилось даже наоборот. «Было время – и цены снижали»… Честно сказать, для меня эта строчка из песни Владимира Семеновича всегда была просто какой-то метафорой, что ли. Литературной формой. Потому что на моем веку такого просто не было. И вот – дожили! 

 

А началось все с того, что  8, 25 и 77 маршруты сменили схему проезда, теперь эти маршруты пролегают не по улице Ленина, а по параллельной – Розы Люксембург. Нужно сказать, что после перехода части автобусов на «Розочку», пробок в городе меньше не стало, а в первые дни смены транспортной схемы эти пробки просто достигли своего апогея. Жители Октябрьского района, которым приходилось возвращаться домой после работы из центра города, почувствовали на себе это особенно хорошо.

 

Многие люди просто не знали о произошедших изменениях, поэтому на указанных маршрутах резко произошел отток пассажиров. В связи с этим владельцы маршрутов стали снижать стоимость проезда, вопреки предновогодней лихорадке. Так 20 января маршрутки №8 и 9 начали возить пассажиров по 8 рублей. Однако столь радикальное снижение, очевидно, оказалось нерентабельным, а потому с 1 февраля на этих маршрутах стоимость изменилась – теперь она составляет 10 рублей.

 

— Мы несем огромные убытки, поэтому и решили повысить стоимость проезда до 10-ти рублей. Такая цена сохранится надолго, — прокомментировал это решение бригадир маршрута Владимир Праздницын. Снизили цену на проезд до 10 рублей и два автобуса 25-го маршрута. Частный перевозчик Евгений Колмаков решил провести эксперимент:  «Мне так захотелось. Если честно, разницы в выручке при проезде за 10 и 12 рублей я не увидел, даже немного больше заработал. Я лично считаю, что будет хорошо, если ценовая разница между нами и муниципальным транспортом будет меньше».

 

Вспомним, что еще есть маршрут № 3, который возит пассажиров по 10 рублей, и очевидно, работают его владельцы не в убыток себе. Понятно, что ценообразование на всех без исключения маршрутах  складывается из одних и тех же величин – топливо, амортизация, оплата труда наемных работников, налоги, ну и собственно рентабельность. Только почему-то одни возят по 10 рублей, а другим мало и 12. Пресловутый налог на жадность?

 

К сожалению, ситуация сегодня такова, что депутатскому слову верить нельзя. Чиновник ведь своему слову хозяин: захотел — дал, захотел — обратно забрал. Однако уже сегодня мы видим, что обещанного повышения не произошло, а на некоторых маршрутах цена даже снизилась. Но только в то, что основная масса перевозчиков оставит идею бороться за налог на жадность, верится с трудом. Что ж, поживем – увидим.

 

Тарас Добровольский

Фото: www.pda.vzsar.ru