Национальная стратегия противодействия коррупции волнует многие чиновничьи сердца.
«Несмотря на принимаемые законы по противодействию коррупции и на федеральном и на региональном уровнях, на создаваемые комиссии, размер взяток в России растёт. По данным исследований независимого фонда ИНДЕМ, Томская область занимает первое место в Сибирском федеральном округе по величине взятки! Как уйти с этого первого места? Давайте искать ответ вместе», — заявил спикер Государственной Думы Томской области Борис Мальцев, на заседание координационного совета по местному самоуправлению при Государственной Думе Томской области.
Сегодня, по данным Минэкономразвития, непосредственное отношение к гражданам и бизнесу на федеральном уровне имеют 889 услуг. На региональном и муниципальном уровнях таких услуг почти в 10 раз больше – 8500. При этом на получение нужной услуги приходиться тратить массу времени и денег. Исправить ситуацию, повысить качество и доступность государственных услуг и сократить сроки их оказания должен переход на предоставление госуслуг в электронной форме, предусмотренный Федеральным законом № 210.
Внедрение в органы государственной власти инновационных технологий должно стать одним из основных направлений реализации национальной стратегии противодействия коррупции. Новейшие технологии призваны повысить эффективность труда чиновников, обеспечить прозрачность при принятии законодательных актов и управленческих решений, упростить общение граждан с государственными органами. Так, сейчас идет активная реализация проекта «Электронное правительство», в рамках которого создаются многофункциональные центры по оказанию электронных услуг. Кроме того, разрабатывается универсальная электронная карта для населения.
В нашей области внедрение «Электронного правительства» уже началось. Практически во всех муниципальных районах и городских округах приняты планы перехода на предоставление муниципальных услуг в электронном виде. В числе основных мероприятий – создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг: такие центры призваны осуществлять целый ряд услуг, например, прием запросов заявителя о предоставлении государственных и муниципальных услуг, информирование заявителей о порядке предоставления этих услуг и т. д. В Томске в декабре 2009 года образован Томский областной многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг. В этом центре организовано предоставление 120 госуслуг, в том числе 89 в сфере поддержки населения. Такие центры существуют еще в трех муниципальных образованиях региона: в городе Томске, в Кожевниковском и Чаинском районах.
Еще одним инновационным инструментом в борьбе с коррупцией должна стать универсальная электронная карта. Предполагается, что на этой карте будет храниться вся необходимая информация о владельце. Электронный документ должен будет способствовать быстрому и комфортному получению муниципальных и государственных услуг. Проект внедрения универсальной электронной карты будет проходить поэтапно: с января 2011 года по декабрь 2013 карты будут бесплатно выдаваться гражданам. Создатели этого амбициозного проекта считают, что в дальнейшем универсальная электронная карта сможет заменить даже паспорт.
Однако даже чиновники признают, что одними инновациями коррупцию не победить: «Применение электронных технологий в работе с гражданами Томской области будет способствовать реализации национальной стратегии противодействия коррупции, хотя любопытно, что сами электронные услуги тоже способствуют коррупции. Например, в Тюменской области создали одно окно, и стали продавать очередь на получение услуг в этом одном окне. Такого не должно быть», — отметила Ирина Никулина, председатель правового комитета Государственной Думы Томской области.
Спикер Борис Мальцев обратил особое внимание на еще одну неотъемлемую часть стратегии противодействия коррупции – а именно на необходимость совершенствования системы подбора и подготовки кадров для госслужбы, а также обучение и аппарата, и граждан, чтобы они могли работать в современных условиях: «Чем меньше государства в жизни человека, тем лучше он живет. Должно быть меньше госуслуг. 9000 услуг – это очень много. Должно быть не более тысячи. Мы понимаем, что муниципальное управление становится настолько же сложным, как и управление космическим кораблем. Надо знать автоматизированную систему, в этой связи требуется переподготовка и аппарата, и граждан», — резюмировал, в частности, Борис Алексеевич.
Редакция новостей tomsk.ru
Фото: vladnews.ru