В наши дни полки магазинов пестрят разнообразием упаковок, а компании делают все новые маркетинговые шаги, чтобы обойти конкурентов в изощренности оформления своих продуктов. Тем временем городские свалки уже переполнены – ежедневно на них выбрасывается около 4 миллионов тонн отходов. Таким образом, особенно остро встает проблема, куда девать мусор. Естественно, самым очевидным ответом на этот вопрос становится строительство мусоросжигательных заводов. Казалось бы, в Европе на этом зарабатываются неплохие деньги, к тому же сжечь отходы проще всего. Однако, это только на первый взгляд.
На самом деле, единственным положительным результатом сжигания отходов станет увеличение потенциала полигонов для захоронения мусора — свалок. Так, бытовой мусор, отправляющийся на Мусоросжигающий завод (МСЗ), причисляется к 5 классу опасности – фактически это мусор безопасный. Зато после его сжигания остается 20-25% отходов 3-4 класса – проще говоря, токсичная зола, образовавшаяся в результате сгорания, к примеру, медицинских и электронных отходов, или просто строительных материалов, покрытых лаком или краской. И эти отходы, естественно, требуют захоронения, притом только на полигонах, предназначенных для утилизации токсичных отходов, что потребует дополнительных расходов.
При обсуждении МСЗ принято ссылаться на Европу – якобы, там все давно сжигают мусор. Однако по информации Ивана Блокова, директора по программам Гринпис России, в США сейчас сжигается только 12% отходов, и уже закрыто 74 МСЗ, а в штате Калифорния сжигание мусора вовсе запрещено. Не все чисто с заводами и в Германии, славящейся этой отраслью: «В Германии почти все заводы были построены в результате взяток», — сообщает Блоков.
Тем не менее, МСЗ заводы в Европе действительно есть, причем в Вене или Лондоне они расположены в черте города. Но построены они были около 10 лет назад, а с тех пор подход ЕС к утилизации отходов изменился. Если раньше перерабатывалось только 40% мусора, то теперь эту цифру планируется увеличить до 80%. Таким образом, строительство новых МСЗ в Европе больше не ведется, а старые работают в половину мощности. Стоит также отметить, 127 французских МСЗ в год сжигают около 12,3 млн тонн мусора, а 9 московских заводов, по информации Гринпис, будут ежегодно сжигать порядка 3 млн. Но основным аргументом остается тот факт, что в Европе сжигается только строго отсортированный мусор, у нас же сортировка мусора стоит пока в самом начале пути, а значит сжигаться будет несортированный мусор, в составе которого могут оказаться очень опасные для экологии и здоровья человека вещества.
Однако опасность проекта для экологии — еще не все. Мусоросжигание еще и наиболее дорогой способ обращения с отходами. Эксплуатация мусоросжигательных заводов обходится примерно в 3,5 раза дороже альтернативных методов обращения с отходами. Так, капитальные вложения в строительство МСЗ составляют, в среднем, $450 на 1 т мощности МСЗ по приему твердых бытовых отходов, эксплуатационные затраты, не включающие возврат инвестиций — около $41 на тонну сжигаемых отходов. Таким образом, в строительство нескольких МСЗ суммарной мощностью 4 млн тонн в год – то есть в осуществления проекта, утвержденного для Москвы — необходимо вложить $1,8 млрд, а годовая дотация из бюджета на проект должна составить $11,48 млн.
Между тем, существует альтернатива сжиганию мусора – превращение его во вторичное сырье. Ведь все отходы изначально созданы из ресурсов нашей планеты, которые, как известно, в большинстве своем, исчерпаемы. Таким образом, возникающие отходы необходимо возвращать в цикл производства.
Примечательно, что такое отношение к отходам потребует меньших материальных затрат. Проект переработки мусора, с учетом строительства мусоросортировочных комплексов и установки специальных контейнеров у источников образования отходов в сумме, предлагаемая программа потребует привлечения инвестиций в размере $41 млн, а величина эксплуатационных расходов составит примерно $3,3 млн. При этом будут снижены и затраты на полигонное захоронение отходов.
Стоит отметить, что уже сейчас на переработку можно отправлять не менее половины образующихся отходов, а при применении селективного сбора мусора эта цифра может увеличиться до 90%. Кроме того, в качестве мотивации к использованию вторичной переработки отходов может использоваться залоговая стоимость за тару, как это происходит в Дании. Благодаря этому, в стране на переработку идет 99,6% бутылок. А между тем, в условиях кризиса, когда каждая копейка на счету, сдача, к примеру, тары на переработку – хотя бы в специальные аппараты, которые можно встретить около каждой станции метро, – уже какая-никакая экономия.
Тем временем, жители регионов, в которых планируется строительство заводов, высказываются против проекта, поскольку считают такой риск собственным здоровьем необоснованным, а активисты Гринпис собрали уже более 60 тысяч подписей проотивников сжигания мусора.