Глобальный финансовый кризис серьезно ударил по уверенности потребителей во всем мире. Так, три четверти домохозяйств снизили свои расходы. Особенно остро данное явление проявилось в странах с развивающимися рынками.
Исследование, проведенное в 22 странах, обеспечивающих 75% мирового ВВП, компанией Ipsos Global Public Affairs, показало, что в таких государствах, как Индия, Бразилия и Россия, обеспечивавших в последнее время львиную долю роста всей мировой экономики, потребительская активность в настоящий момент находится в состоянии крутого спада.
Исследование показало, что уверенность покупателей уменьшилась почти вдвое, сообщает К2Капитал. Только 31% опрошенных людей в ноябре описали текущую экономическую ситуацию как хорошую или очень хорошую. В апреле 2007 года таких было 55%. Наибольший спад оптимизма произошел в Китае (с 90% до 46%) и в Индии (с 88% до 65%). В Бразилии, наоборот, этот показатель вырос с 42% до 61%.
Многие развивающиеся страны являются крупными экспортерами сырьевых товаров. Эффект от упавших в середине года цен на сырье только начинает сказываться на положение дел в их экономиках, что также не добавляет оптимизма гражданам.
В ходе исследования выяснилось, что 72% жителей больших стран сокращают свои расходы в связи с кризисом. Около 76% откажутся от дополнительных развлечений (походы в кино и на концерты), 73% урежут бюджет на отдых, 72% — на предметы роскоши, 59% — на одежду.