С 17 декабря вступил в силу новый техрегламент на молочную продукцию. Молоком с этого дня может именоваться лишь натуральный продукт, а смесь из сухого и нормализованного переходит в разряд молочных напитков. Такая мера направлена на защиту прав потребителей, производители тем временем называют новый регламент «смертельным».
Новые стандарты поделили молочную продукцию на три категории: натуральные молочные продукты из молока и молочных ингредиентов, составные молочные продукты (содержание молока не ниже 50%) и молокосодержащие продукты. Если продукт содержит растительные заменители молочного жира или в его составе содержится сухое молоко и, тем более, растительные жиры, то в его названии нельзя будет использовать такие названия, как «масло», «молоко», «творог» и так далее. К примеру, за рубежом продукт с добавлением растительных жиров называется «спред» и стоит дешевле стопроцентного коровьего масла.
Молочным производителям, которые используют порошковое молоко, придется смириться с тем, что так называемое восстановленное молоко будет продаваться по более низкой цене. Разработчики техрегламента уверяют, что документ направлен на то, чтобы у потребителей был выбор – купить цельное, но более дорогое молоко или дешевый заменитель.
Правда, эксперты сомневаются, что все производители начнут сразу честно писать на упаковках «молочный напиток». У нас уже есть опыт игнорирования подобных требований. Например, генно-модифицированные компоненты в продуктах. Их наличие давно нужно указывать на упаковке, однако такой информации не дается.
Пока увидеть надпись «молочный напиток» томским потребителям не удалось, но по другим причинам. К новому техрегламенту производители оказались не готовы. Виной тому, по их словам, стали законодатели, которые не прописали переходного периода в ведении регламента. А ведь упаковки продукта печатаются заранее, и на их полную замену необходимо время.
— Внешний вид упаковки у нас старый. Пока что будем до потребителя доносить информацию другими способами. А именно: вкладывать в групповую упаковку ярлык, информация для потребителя будет вывешена в торговых точках, — говорит Андрей Чалдин, генеральный директор компании «Юнимилк».
В «Юнимилке» обещают, что информация о составе продукции до клиента дойдет в течение двух дней. Новая упаковка появится весной. Только тогда каждый покупатель сможет точно узнать, за что заплатил деньги. Представители Томской «молочки» даже сегодня не могут точно сказать, чего в наших магазинах будет больше – молока или молочного напитка. Многое будет зависеть от покупателя – спрос на какой товар окажется выше.
По мнению некоторых экспертов, новый технический регламент может оказаться «смертельным» для молочной отрасли региона. По словам первого заместителя главы администрации Томского района области, начальника управления по социально-экономическому развитию села Александра Крикунова, регламент требует от производителей молоко «евростандарта», в то время как его добиться невозможно чисто технически.
— Мы еще только выбираемся из старых ферм, старого оборудования, на котором хорошее молоко производить нельзя. Процесс переоборудования только-только начался, в связи с кризисом он приостановился. Сейчас денег на новое оборудование хозяйства не найдут, — говорит Александр Крикунов.
В Томском районе сейчас работают семь хозяйств – производителей молока. Из них только два пытаются реализовать цельное молоко самостоятельно, остальные сдают его переработчикам. По словам Александра Крикунова, цельное молоко, продаваемое на рынках города, особо не расходится. В связи с новым техрегламентом хозяйства, сдающие молоко производителям, могут потерять 15% прибыли.
Редакция новостей tomsk.ru
Фото: www.milorada.ru