В 2008 году энергетический комплекс ОАО «РЖД» завершил крупные проекты по электрификации железнодорожных линий и выполнил работы по обновлению устройств электроснабжения.
Сегодня специалисты Департамента электрификации и энергоснабжения, служб и дистанций на сети железных дорог России отмечают День энергетика.
Один из основных реализованных проектов – электрификация участка Сызрань – Сенная Куйбышевской и Приволжской железной дороги. Участок находится в составе транспортного коридора Кузбасс – Азово-Черноморский транспортный узел и соединяет промышленные центры Урала и Поволжья с районами Предкавказья и Северного Кавказа, а также с морскими портами Азово-Черноморского бассейна, через которые осуществляются перевозки экспортно-импортных грузов. Электрификация участка обеспечивает создание единого электрифицированного направления и образование масштабного полигона переменного тока протяженностью более 10 тыс. км от Владивостока до основной припортовой станции на юге России – Новороссийска. В результате электрификации участка Сызрань – Сенная ликвидирован дефицит пропускных способностей этого направления и обеспечена возможность движения грузовых поездов весом до 6000 тонн, пассажирских со скоростями до 160 км/ч, снижен объем эксплуатационных затрат, улучшена экология окружающей среды за счет снижения выбросов.
В рамках развития инфраструктуры на направлениях Кузбасс – Северо-Запад, Кузбасс – Азово-Черноморский и Кузбасс – Дальневосточный транспортный узел также проводились работы по модернизации объектов энергетики. В результате были сняты ограничения по пропуску тяжеловесных поездов на 43 участках сети железных дорог общей протяженностью около 1400 км.
В 2008 году завершаются работы по переводу участка Минеральные Воды – Кисловодск Северо-Кавказской железной дороги на переменный ток. На участке полностью реконструирована контактная сеть для скоростей движения до 160 км/ч, построена новая тяговая подстанция и реконструирована тяговая подстанция Минеральные воды, модернизированы устройства энергетики. Перевод участка на переменный ток позволил улучшить обслуживание пассажиров в дальнем и пригородном сообщении. Так, например, была увеличена скорость доставки пассажиров на курорты Кавказских Минеральных Вод на 25-30 минут за счет сокращения простоя пассажирских поездов на станции Минеральные Воды, а также исключена необходимость пересадки пассажиров, следующих скоростными поездами Ростов – Минеральные Воды на электропоезда до станции Кисловодск. Также в результате перевода участка на переменный ток эксплуатационные затраты на содержание устройств инфраструктуры будут снижены более чем на 31 млн. рублей в год.
С 2000 по 2008 год в рамках реализации отраслевой программы «Обновление оборудования и устройств хозяйства электроснабжения» компания провела реконструкцию около 4800 км развернутой длины контактной сети и 32 тяговые подстанции. В 2008 году по программе будет реконструировано 233 км развернутой длины контактной сети, 231 км линий электроснабжения СЦБ и 3 тяговые подстанции.