Вопрос о своем будущем не раз и не два возникает у любого человека на протяжении всей жизни. Пожалуй, наиболее остро он стоит в начале «взрослого пути», после получения образования.
Просматривая рейтинги наиболее желательных профессий, замечаешь интересный факт – большинство молодых людей в нашей стране мечтают стать госслужащими, на худой конец, работать в Газпроме. И не так много молодежи, которая хотела бы работать на себя, быть предпринимателями. Возможно, причин этому несколько: культура частного предпринимательства в сегодняшней России не имеет глубоких корней, долгое время на нашей родине вообще нельзя было иметь свой бизнес, когда же это стало возможным, то существительное «бизнесмен» часто ассоциировалось с прилагательными «нечестный» или «преступный».
Но, к счастью, время идет, поколения сменяются, и уже сегодня возникла ситуация, когда в мелком частнике заинтересовано не только население, но и государство. Если посмотреть на картину Западных стран (как образец успешных экономик), то можно понять, что именно мелкий и средний бизнес является основным налогоплательщиком и создателем рабочих мест. Вот и в России начали стартовать программы, которые направлены на популяризацию идеи частного предпринимательства, а также на помощь будущим бизнесменам.
В Томской области, по инициативе Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь) и Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области, реализуется пилотный проект «Региональная система вовлечения молодежи в предпринимательство», изюминка которого — создание предпринимательской среды нового формата. Основная задача проекта — вовлечение молодежи в бизнес-среду и развитие экономики в целом. Программа реализуется под брендом — «Томск-месторождение успеха».
Томский региональный ресурсный центр (http://www.rrc.tomsk.ru/)- один из основных реализаторов этой программы в Томске. Проект работает уже год, подведены первые итоги. Это новые предпринимательские проекты, сообщества молодых предпринимателей, новые инструменты и элементы инфраструктуры развития предпринимательства. А на федеральном уровне – тиражирование проекта по всей стране.
— Самое главное, что надо подчеркнуть – мы не раздаем деньги. У нас нет задачи дать каждому мешок наличности и таким образом «посеять» предпринимателей. Мы даем знания и создаем условия, и только от человека зависит – воспользуется ли он предоставленными возможностями. Нужно четко понимать – не все могут быть бизнесменами. И наша задача – найти таких людей и помочь им на начальном этапе. Наша цель – создать свободное конкурентное предпринимательское сообщество, которое будет расти и развиваться самостоятельно, уже без государственных «костылей», — говорит Глок Александр Леонидович, руководитель ТРЦ.
Программа рассчитана, прежде всего, на молодежь. Она, как правило, более активная и маневренная, чем другие возрастные группы. Молодые люди заинтересованы в успехе, в работе, но часто не могут найти себе рабочее место по душе, понять, как добиться успеха. Почему бы не воспользоваться шансом и создать себе работу самому? Целевая аудитория – студенты старших курсов, молодые специалисты, люди, уже имеющие свое дело, но желающие учиться, получить толчок к развитию, новый опыт.
Первый блок программы — вовлечение молодых людей, процесс достаточно сложный, очень сильно недоверие в обществе к государственным программам. Здесь необходимо дать возможность будущим потенциальным бизнесменам узнать и о своих личных перспективах, ресурсах, компетенциях, и о возможностях программы. Для этого действует специально разработанная программа диагностического тестирования. Парадокс, но, не реализовавшись, люди не стараются получить нужную информацию, попробовать что-то новое. Поэтому серьезная задача – донести до молодежи, что они могут начать свой бизнес, и у них есть все шансы на успех. Если человек поверил в свои возможности, то для него начинается увлекательный этап – обучение и сопровождение проекта.
Существуют различные программы подготовки и обучения предпринимательству, сейчас их уже действует более десяти, каждая со своими особенностями. Разное содержание и формат подготовки, разные люди в каждой программе, разные входные условия, некоторые специально заточены под определенные сферы (IT, производственные проекты). Каждый должен найти то, что ему нужно, общее для всех – помощь с интеграцией в предпринимательское сообщество, за счет стажировок, выездных сборов, любых мероприятий, где можно встретиться и наладить контакт с действующими предпринимателями.
— Мы во многом можем помочь, научить, направить на практику, организовать стажировку у уже работающих бизнесменов. Но для этого нужна мотивация, если ее нет, то мы бессильны, — рассказывает Александр Глок, — буквально на днях наши «студенты» вернулись с практики из других регионов, где набирались опыта на действующих предприятиях, получали знания, заводили связи. Зачастую, томские бизнесмены не хотят выращивать себе конкурентов и пускать «внутрь» бизнеса, тогда мы выходим в другие регионы. За стажировку будущих и настоящих бизнесменов платит государство. Для участвующей в программе молодежи все абсолютно бесплатно. Также мы устраиваем бизнес-лагеря, куда приезжают уже работающие предприниматели, ищут новые идеи, обмениваются опытом. Здесь происходит интеграция новичков в действующие сообщества молодых предпринимателей. Мы хотим добиться такого результата, при котором работающие предприниматели сами были бы заинтересованы в подобных мероприятиях, организовывали встречи, налаживали контакты с начинающими. Так должна создаваться самоорганизующаяся бизнес-система, которая будет способствовать социально-экономическому развитию Томской области.
И наконец, третий шаг – создание своих бизнес-проектов, написание бизнес-плана, экономические расчеты. Этап воплощения идеи в жизнь. По признанию Александра Леонидовича – этот шаг – один из самых тяжелых. Серьезному инвестору нужна идея, которую нужно красиво изложить, нужны цифры, да и немного у нас заинтересованных бизнесменов, готовых рискнуть. Пока еще не выработались хорошие, крепкие схемы, которые бы позволяли новичкам-бизнесменам доводить свои проекты до реальной жизни. Приходится все строить и развивать «с нуля». Искать спонсоров, помогать с заявками на участие в государственных конкурсах, таких как, например, «Первый шаг» (mb.tomsk.ru). Здесь делается все, чтобы создать условия, когда более опытные бизнесмены помогают новичкам.
Проекты могут быть самыми разными. Если человек мечтает открыть кондитерскую, его идея, при правильной проработке, может быть не менее интересна, чем проект создания нанопорошка. Главное – наличие внутренней потребности изменить свою жизнь и начать свое дело, без этого ничего не получится.
Редакция новостей tomsk.ru
Фото: www.ru.all-biz.info