Когда-то давно, столкнувшись с подозрениями врачей «бесплатных» поликлиник в том, что я прихожу туда не лечиться, а исключительно за больничным листом, я зареклась ходить в муниципальные поликлиники. С тех пор, в случаях крайней необходимости платила за консультацию узкого специалиста по необходимому мне профилю, а еще чаще – опиралась на советы фармацевта в аптеке. И думаю, что я не исключение – слишком тернист путь к врачу для простого застрахованного.
Однако когда по роду деятельности мне приходилось задавать вопрос о проблемах здравоохранения «сильным города сего», то получалось, что в принципе проблем-то никаких и нет. И стали появляться мысли – за много лет все могло измениться, государство включило здравоохранение в ряд приоритетных нацпроектов, улучшилось финансирование, чиновники постоянно говорят о том, что зарплаты у врачей растут как на дрожжах, да и, в конце концов, зря что ли я плачу налоги?
Долгое время в здание МСЧ № 2 шли ремонтные работы, и вот, во всех средствах массовой информации прошла сенсационная новость о том, что ремонт окончен и поликлиника заработала лучше прежнего. «Даже врачи стали более приветливыми» — эта фраза мне запомнилась особо. Поэтому, когда я вдруг заболела так, что в одно совсем не прекрасное утро, просто не смогла идти на работу, я решила отправиться вместе с заветным полисом ОМС в МСЧ № 2. Далее – совершенно конкретный пример, в конкретном учреждении здравоохранения, одного конкретного пациента.
Для начала я обратилась в регистратуру с вопросом – как можно получить консультацию ЛОРа пациенту с острой болью. Девушка из регистратуры приветливо направила меня в кабинет № 101. Кабинет доврачебной помощи – помнится, его появление объяснялось благими намерениями приблизить первичную медицинскую помощь к пациенту. Чтобы приблизиться, нужно час отстоять в очереди. Принимает там, очевидно, доврач. Я робко пытаюсь выяснить, как же мне все-таки попасть к ЛОРу. У меня спрашивают документ об окончании медицинского вуза и, выяснив, что такого у меня не имеется, предлагают не умничать, а просто ткнуть пальцем – где болит. Из кабинета доврачебной помощи я выхожу с направлением к… терапевту. «Вот терапевт, если сочтет нужным, и направит вас к ЛОР-врачу». Иду в регистратуру, завожу карточку, получаю статталон к терапвту. Еще одна очередь.
— Так вам к ЛОРу надо! – что и требовалось доказать. Однако я потратила три часа времени, чтобы удостовериться в этом. Как выясняется, терапевт направление к узким специалистам не дает, может только посоветовать, к кому нужно обратиться. Мне выписывают антибиотик, таблетки от головной боли и «любые капли в нос», напоследок терапевт мне желает записаться все-таки к ЛОР-врачу. Да! И еще мне дают направление на анализ крови – для этого я должна самозаписаться в специальную тетрадку. Записалась на четверг. Мне, с моей головной болью даже в голову не пришло, что четверг может быть не ближайшим, а следующим – то есть через полторы недели. Этот факт тоже заставил задуматься – в течение недели я буду пить антибиотики, потом, допустим, меня выпишут, и я выйду на работу… Я, по всей видимости, должна буду отпроситься для того, чтобы сдать анализ? А потом еще раз отпроситься и записаться к терапевту, чтоб узнать его результат? А для чего он будет нужен через полторы недели? И многие ли больные, излечившись, потом возвращаются, чтобы сдать кровь?
Нужно сказать, что в аптеке на мой «рецепт любых капель» посмотрели с явным недоверием. А к ЛОРу я все же записалась и попала на прием на восьмой день болезни. Доктор меня отчитала, что я до сих пор не прошла рентгенологическое обследование – хожу тут уже неделю! То есть, для того, чтобы определить, к какому специалисту мне нужно обратиться, необходимо как минимум медицинское образование, а вот выписать себе направление на рентген я в состоянии сама, по собственной инициативе.
Я попыталась узнать, как быть в следующий раз, если вдруг я еще раз заболею – должен же существовать более щадящий способ получения консультации нужного специалиста в случае острой боли?
Доктор сказала, что такого способа нет. В медсанчасти должно быть три оториноларинголога, а по факту работает только один, и если к 18 больным, записавшимся на прием добавятся еще 18 таких как я, то… Ну видимо, ничего хорошего не будет. Еще доктор сказала мне, что терапевт – такой же диагност, и вполне мог бы дать и направление на рентген, и лечение назначить. Самое главное – ходить к грамотному терапевту.
Ну вот, опять же вина больных, что они ходят к недостаточно грамотным терапевтам, в противном случае, вполне можно было бы обойтись и вообще без узких специалистов.
В очередях «систему» по чем зря клеймили и стар, и млад. Складывалось ощущение, что система ОМС придумана специально для того, чтобы снизить численность населения, сократить продолжительность жизни до пенсионного возраста – ведь не зря в последнее время все чаще говорится о том, что вскоре пенсию будет платить нечем.
Все это, конечно, просто слова. Кто будет виноват, если у пациента за время, пока он пытается попасть к нужно специалисту, начнется осложнение? Кто будет виноват, если не достаточно грамотный терапевт назначит неадекватное лечение? Кто будет виноват, если к нужному специалисту пациент попадет слишком поздно? Вопросы риторические. Понятное дело, что какими бы приоритетными проектами это ни называлось бы, сколько государственных средств туда ни было бы вбухано, ответственность за свое здоровье несет сам больной – как говорится, спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
Итак, подведя итоги, можно сказать, что обращаясь за платной услугой, человек, как и положено, расплачивается наличными. Пытаясь же воспользоваться своим правом налогоплательщика получить медицинскую помощь по полису ОМС, расплачиваться приходится своим здоровьем, временем, нервами, ну и памятуя о капиталистическом афоризме «время — деньги» и деньгами тоже. Но просто деньгами – все же дешевле. Словом, эксперимент на себе еще раз подтвердил аксиому — лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным.
Наталья Сковрунская
Фото: www.cybersecurity.ru