«Почему вы от нас уходите?» — такой вопрос мне задала директор по персоналу одной из известных томских фирм, в которой я когда-то работала. Я промолчала. Просто мне совсем не хотелось обидеть доброго сотрудника компании, вопрос которой показался слегка несвоевременным. Было вполне очевидно, что для себя я твердо решила, что мои трудовые отношения с данным работодателем закончились. Тратить время на объяснение причин увольнения – значит, выполнять чужие обязанности. Где ж вы были раньше, госпожа директор по персоналу…
Большинство современных работодателей сегодня стараются из своего сотрудника выжить все соки. Просто не работник, а раб. Трудовой договор подписывается чисто формально. Знакомая ситуация: продолжительность рабочего дня явно превышает указанного в договоре времени, зарплата задерживается, ежегодный отпуск – две недели, на больничный уйти нельзя, так как заменить некому. Приходи больной, чихай и кашляй на своих коллег. Пусть бактерии и вирусы распространяются. В выходной, будь добр, прийти на работу. Это знак вежливости. Увы, так сейчас работают многие томичи. Хочешь денег – стань рабом. Это хорошо, когда труд еще достойно оплачивается или оплачивается вообще. Бывает так, что и эти условия абсолютно не соблюдаются. Работодатели просто кидают на деньги или выплачивают копейки. А у кого-то семья, дети…
Почему мы от вас уходим, уважаемые работодатели? Потому что хоть иногда, мы хотим сделать с сыном уроки, навестить своих родителей, сходить в магазин, поправить свое здоровье, съездить к другу на свадьбу. Просто мы – люди. И мы преклоняемся перед теми работодателями, у которых на предприятии каждая вторая пятница – выходной. Для всех сотрудников – это тихий семейный праздник. Во многих странах такая практика реально способствует улучшению производительности труда. Хороший отдых – залог успешной плодотворной работы и здоровые морально и физически те, кто на вас работает. При трудовой нагрузке 12-14 часов в день сотруднику не остается времени ни на себя, ни на семью. Это стресс, который постепенно накапливается и проявляет себя конфликтом, как на рабочем месте, так и дома. И тут, либо рушится семья, либо рвутся трудовые отношения. Я предпочитаю последнее.
Мы уходим, потому что зачастую в течение трудового дня у нас совершенно не остается времени на еду. Поэтому до вечера остаемся голодными. Если повезет, то чашечка кофе скрасит нам полноценный обед. Бывает, что голод уже не чувствуется, мы к нему привыкли. После завтрака нас ждет дома поздний ужин, а через несколько месяцев, заболевания желудочно-кишечного тракта.
Еще на нас вешают кучу обязанностей. Бухгалтер выполняет функции кадровика, секретаря и даже технички. Специалист по рекламе, безусловно, должен стать фотографом, верстальщиком, журналистом, менеджером в одном лице. Немного ли, уважаемые работодатели, для одной должности и уж тем более одной зарплаты. В общем, прав у современного работника просто нет, зато обязанностей выше крыши.
Нужно еще соблюдать «особый» дресс-код. Некоторые работодатели любят сочинять регламент. Это вообще что называется отдельная песня. Так, моя знакомая Ирина устраивалась на работу администратором в стоматологию. Зарплата – 6 тысяч рублей. Регламент примерно 100 страниц: длина ногтей и юбки, цвет колготок, высота каблука, количество косметики на лице и т.д. Интересно, сколько нужно времени там отработать, чтобы окупить затраты на покупку хотя бы одного делового костюма, требуемого в регламенте. При такой зарплате – впору выдавать специальную форму. В данном случае, белый халат.
Мы уходим, потому что четверть зарплаты оставляем в аптеке. Отдохнуть и сходить к врачу нам абсолютно некогда. Где ж та поликлиника, которая примет нас после восьми — девяти часов вечера? Скорая помощь …
Зачастую работодатели или директор по персоналу совершенно не интересуется, как сотрудник чувствует себя на рабочем месте. Разговор о повышении зарплаты воспринимается в штыки. Стандартный ответ – денег нет. Нет на зарплату, нет на развитие, нет на технику, нет на канцелярию, просто нет и все. Несколько лет назад я работала в одном из томских СМИ. Недостаток диктофона в редакции создавал явные дополнительные сложности журналистам в подготовке материалов. К примеру, приходилось просто просиживать рабочие часы в ожидании возвращения коллеги с какого-нибудь мероприятия, чтобы перехватить у него диктофон. График работы был установлен такой, что просто уйти домой, пока не выполнишь задание редактора, было нельзя. Многочисленные обращения к начальству ситуацию никак не исправили. Были только пустые обещания. Мол, вот-вот скоро купим, ждите… Терпели, терпели, да и не вытерпели. Разбежались, кто куда. Состав редакции так постоянно и обновляется. Зачем тратиться на диктофон и другие нужды работников? Пусть выкручиваются сами. В конце концов, приобретают свой диктофон, приносят свой ноутбук и бумагу для принтера. Иначе, к чему мы им платим зарплату?
Удивительно, когда сотрудники один за другим уходят из компании, а директор ничего не предпринимает, чтобы их удержать. Неужели так трудно прийти раз в месяц к своим подчиненным, провести собрание и выяснить причины их недовольства, попытаться решить все мирным путем. Большинство увольнений таким способом можно вполне избежать. К примеру, если проблема в низкой зарплате и устранить ее пока не удается, измените сотруднику график работы. Пусть он станет гибким! Для многих профессий вообще не требуется сидеть в офисе полный рабочий день. Возможно, сотрудник успеет где-то еще подработать. Тем самым, поправит свое материальное благосостояние, и будет служить вам верой и правдой еще много лет. Когда финансовая ситуация в фирме улучшится – предложите ему новые условия труда и более конкурентоспособную зарплату.
Если проблема в высокой загруженности работника, пересмотрите должностные обязанности всех остальных, детализируйте их. Создайте такие должностные инструкции, при которых сотрудники не будут перекладывать часть своих обязанностей друг на друга. Когда каждая функция прописана и подписана – все знают, за что конкретно они получают свою зарплату. Вполне очевидно, что гораздо приятнее работать там, где адекватный директор и дружный, жизнерадостный, выспавшийся коллектив.
Нет своей столовой – организуйте доставку горячих обедов в офис за счет предприятия. Сытые сотрудники реже будут уходить на больничный и продуктивнее работать. Если горячие обеды не по карману, отпустите на полтора часа домой. Пусть поедят и немного отдохнут!
Если есть необходимость в компьютере, оснастите им каждого нуждающегося сотрудника. Ждать по два часа, когда другой коллега выполнит свою работу – себе в убыток. Стрессов из-за невозможности получить своевременный доступ к компьютеру не избежать. Тем более, когда в приемной клиент ожидает.
Не хватает техники — придумайте график работы за компьютером для каждого сотрудника или укороченный рабочий день в офисе для тех, кто может выполнить часть своих обязанностей дома, пока не приобретете новую.
В общем, если грамотно и творчески подходить к вопросам кадровой политике предприятия, то любой конфликт будет исчерпан, количество увольнений значительно сократится и вопросы вроде «почему вы от нас уходите» отпадут сами по себе. Так или иначе, поиск нового сотрудника окажется для фирмы гораздо затратнее сохранения старого. Конечно, если директор заранее настроен на развитие предприятия, сохранения репутации и кадров, а не просто просиживает свое место.
Ольга Щеголева
Фото: www.spb.aif.ru