2008 год стал для российского рынка труда годом крайностей. Проблемы кадрового голода и конкуренции компенсаций в борьбе за квалифицированный персонал достигли своего пика и в одночасье прекратили свое существование при первом же упоминании о финансовом кризисе.
Кризис расставляет все по своим местам, приводя к единому знаменателю еще недавно завышенные требования работников и соискателей и предложения вынужденных их догонять работодателей. Зарплатная гонка остановилась, и акцент смещается в сторону немонетарной мотивации. В условиях нестабильности изменилась и роль соцпакета, который будет формироваться адекватно реальным целям работодателя, а не исходя из принципа конкурентоспособности на рынке труда.
Совместный проект Группы Ренессанс страхование и компании HeadHunter «Соцпакет: предложения и ожидания» призван помочь специалистам по работе с персоналом и руководству компаний оценить реальную потребность в соцпакете, понять критерии его эффективности и достаточности, а также соответствие предложений работодателей по наполнению соцпакета и программам страхования персонала ожиданиям соискателей и сотрудников.
В рамках проекта было проведено анкетирование 650 соискателей и 530 работодателей, зарегистрированных на портале по трудоустройству. В ходе исследования выяснилось, что основу соискательской аудитории Headhunter составляют менеджеры среднего и высшего звена. При этом среди ответивших на вопросы анкеты соискателей 61% женщин, 39% мужчин; 41% специалисты, 43% менеджеры среднего звена и 16% топ-менеджеры.
Как выяснилсоь, более 80% соискателей и работодателей считают соцпакет неотъемлемой частью компенсации, причем 66% работодателей предоставляют соцпакет всем сотрудникам и 15% — только отдельным категориям.
Вне зависимости от сферы деятельности компании и численности персонала соцпакет играет большую роль. При этом в большинстве случаев предпочтения по его содержанию соискателей и сотрудников совпадают с существующими предложениями работодателей.
Стоит отметить, кризис не оказал существенного влияния на структуру соцпакетов. 72% компаний предлагающих соцпакет включили в него медицинское страхование. Далее следуют оплата мобильной связи, льготы на обучение и питание.
Немаловажно, что большинство соискателей — 93% — считают, что работодатель должен заботиться об их здоровье, подразумевая льготы на фитнес, минеральную воду в офисе и привилегии некурящим сотрудникам. Но несмотря на это 24% работодателей вообще не реализуют никаких программ по поддержанию здоровья сотрудников, 25% предлагают только корпоративные спортивные мероприятия и лишь 17% указали наличие льгот на фитнесс.
При этом работники, которые считают соцпакет важной составляющей компенсации, больше нуждаются в ДМС, чем те, которые ставят зарплату на первое место. То есть фактически, говоря о соцпакете, респонденты подразумевают именно ДМС.
Наиболее важными опциями программы медицинского страхования и сотрудники и работодатели считают поликлиническое обслуживание, вызов врача на дом, скорую помощь и услуги стоматолога. Примечательно, что если прежде интерес к той или иной программе ДМС ограничивался выбором поликлиник, то теперь увеличилась значимость и других сервисных опций. Свою грамотность в отношении сервиса в страховании продемонстрировали как соискатели, так и работодатели, указав в числе важных услуг широкий выбор и удобное расположение поликлиник, возможность записи по телефону через страховую компанию, круглосуточный колл-центр, льготы на фитнес, on-line сервисы.
Между тем, нынешние программы ДМС, предоставляемые работодателями, не полностью удовлетворяют пожелания сотрудников. Если соискатели хотели бы иметь 4-5 наиболее важных для них сервисных опций, то работодатели преимущественно включают только 2.
Абсолютное большинство пользующихся медицинским страхованием компаний (95%) удовлетворены вполне или отчасти сотрудничеством со страховой компанией. Из тех, кто неудовлетворен, основной причиной называют проблемы во взаимодействии с менеджментом страховой компании или неочевидной эффективностью с точки зрения кадровой политики. Но намеренных отказаться от страхования или сменить провайдера всего 5%.
88% компаний, не включивших медицинское страхование в соцпакет, в абсолютном большинстве случаев никогда просто такого опыта не имели в половине случаев из-за того, что руководство не видело смысла в приобретении ДМС, и в 27% случаев из-за нехватки средств. Тем не менее, 23% из организаций, не имеющих в соцпакете медицинской страховки, планируют включить в него полис ДМС в следующем году.
Естественно, что в условиях кризиса для работодателя на первый план выходит вопрос оптимизации расходов и включения в программу бюджетно-сберегающих опций, таких как врач в офисе, который значительно снижает время отсутствия сотрудников на работе из-за посещения врача, а также контролирует ведущее к росту стоимости ДМС гиперлечение.
Таким образом, рост рынка добровольного медицинского страхования несколько замедлится, но не остановится и составит порядка 10-15% в год. Динамику рынку в частности обеспечат законодательные поправки, позволяющие увеличить расходы работодателя на ДМС с 3% до 6% от фонда заработной платы.
Группа Ренессанс страхование была учреждена в 1997 году международной инвестиционной Группой Спутник. Уставный капитал компании составляет 2,2 млрд. рублей. Финансовая стабильность «Ренессанс страхование» подтверждена высшим рейтингом надежности «А++» агентства «Эксперт РА».
Интернет-портал Head-Hunter — крупнейший электронный сервис вакансий, предоставляющий широкий спектр возможностей как для работодателей, так и для соискателей.
Подготовлено по информации пресс-релиза Группы "Ренессанс страхование".