Золотой век отечественного радиорынка закончился — и не только по вине кризиса. Еще летом аналитики прогнозировали, что по итогам года прирост составит около 30% против прошлогодних 57%. В октябре планка снизилась до 20%.
Однако, как уверяет Николай Грахов, генеральный директор группы радиостанций («Наше Радио», «Радио Пилот», «Радио Си», «Радио СК», «Авторадио 102,5», «Наши песни», «Эхо Москвы» в Екатеринбурге), хоронить радиорынок рано, поскольку замедление темпов роста говорит не столько о наличии проблем, сколько о высоком уровне развития участников рынка. «Показывать стопроцентный прирост легко, когда начинаешь с нуля, что мы и видим сегодня на примере интернет-радиовещания», — уточняет он.
Тем не менее, эксперты рекламного рынка не разделяют такого благодушного настроя. В Екатеринбурге вместо ожидаемых 37% в первые восемь месяцев года прирост составил 20%, а затем снизился до 10%, сообщается в №46 «Делового квартала» Екатеринбурга. По наблюдениям аналитиков, радио пострадало первым. У крупных рекламодателей радиостанции никогда не были генеральным медиаресурсом, поэтому расходы на них пошли под нож сразу.
В Челябинске в первом полугодии рынок радиорекламы, напротив, серьезно пошел вверх. Во многом это было связано с повышением цен на телевизионные ролики и наружку — рекламодатели вовсю оптимизировали медиабюджеты, пишет челябинский «Деловой квартал». По подсчетам аналитиков АКАР (Ассоциации коммуникационных агентств России), объем радиорекламы в стране с января по сентябрь текущего года достиг 9,5-9,6 млрд руб. «2008 г. стал годом подъема, рынок вырос приблизительно на 20%», — отмечает Владимир Мухомендриков, директор радиостанций «Наше радио», «Олимп», «Авторадио» в Челябинске. По мнению Григория Ройзмана, генерального директора медиахолдинга «Радио — Континенталь», рост в Челябинске и ряде других городов-милионников составил не менее 25%: «Исключение представляет Москва — там рынок радио быстрее других среагировал на кризис и впервые за последние десять лет упал».
Участники самарского рынка радиорекламы, отвечая на вопрос «ДК» о наиболее заметных событиях, произошедших в уходящем году в этой сфере бизнеса, отметили два основных момента. Во-первых, финансовый кризис, который существенно подпортил экономические показатели радийщиков. Многие рекламодатели вынуждены отказываться от рекламы на радио или значительно ограничить свой рекламный бюджет. В результате лавинообразно растет объем дебиторской задолженности, и сегодня эксперты вынуждены констатировать на рынке радиорекламы усугубляющийся кризис неплатежей. Продажи рекламы, по различным оценкам, упали примерно на 8-10%, а ежегодная динамика рынка снизилась с 20 до 10%.
В Красноярске, по данным компании TNS Россия, в сентябре вещало 16 радиостанций. За несколько последних лет число игроков не поменялось — 3 года назад в городе было представлено точно такое же количество участников. Однако эксперты отмечают, что за это время рынок значительно изменился — списочный состав радиостанций во многом стал другим. Например, в нем не стало «Эха Москвы», DFM, «Авторадио», «Ностальжи» и т.д. На их место пришли другие — «Дорожное радио», «Милицейская волна», «Юмор FM», из самых последних появлений — «Детское радио».
Также за последние годы красноярский радийный рынок консолидировался — все представленные радиостанции входят в радийные или мультимедийные холдинги, сообщает «ДК» Красноярска. Дмитрий Мозговой, генеральный директор радиостанций «Радио Шансон — Красноярск» и «Милицейская волна — Красноярск»: «Если еще 3-4 года назад на местном рынке было несколько самостоятельных радиостанций, которые занимались только радиобизнесом, то сейчас таких не осталось». Ключевая причина консолидации — экономическая целесообразность.
Объединение радиостанций в медиахолдинги является одной из основных тенденций и в Нижнем Новгороде. Так, четыре станции: «Русское радио», «Русская служба новостей», «Радио Шансон» и «Радио 7» — объединились в Нижегородский радиохолдинг. По мнению исполнительного директора Нижегородского радиохолдинга Ольги Агапитовой, слияние в медиахолдинг не всегда подразумевает создание единого юридического лица. «Суть объединения в том, чтобы оптимизировать экономику компаний. Когда объединяются несколько станций, возможно сокращение числа сотрудников и фонда заработной платы. Экономия получается и по арендной плате, и по технике», — цитирует «ДК».
В Новосибирске сегодня вещают 19 радиостанций, 14 из которых объединены в четыре медиахолдинга, три из которых являются федеральными, сообщается в 46 номере новосибирского «ДК». По словам генерального директора вещательной корпорации «Проф-Медиа» Новосибирск Евгения Тумашова, лето 2008 г. оказалось для радиорынка крайне богатым на события. «Проф-Медиа» объединила свои активы в Новосибирске. «Русская медиагруппа» рассталась со своим новосибирским партнером — ГК «Юнитон-Медиа» и организовала в Новосибирске собственный офис продаж.
Ростовский рынок радиовещания в 2008 г. стремительно рос. Причиной, по словам собеседников «ДК» Ростова, послужила стагнация московского рынка рекламы, начавшаяся еще в конце 2007 г. Гендиректор «Радио Ростова» Марина Атчикова отмечает, что крупные вещательные корпорации, наконец, увидели в регионах «большие деньги». «За первое полугодие 2008 г. доходы от рекламных поступлений в регионах увеличились на 20%», — говорит она.
В целом, эксперты отмечают, что региональный рынок радийной рекламы сейчас растет быстрее, чем в Москве. Генеральный продюсер «Южной Медиагруппы» Алексей Ступин комментирует: «В первом полугодии 2008 г. рынок показал хороший рост, и, в основном, это касалось регионов. Например, доля регионов на рекламном радиорынке страны в 2007 г. составила 52%, а Москвы — 48%. За первые полгода 2008 г. на регионы приходилось уже 56%». Однако в будущем ожидается падение темпов роста радиорынка, что, во-первых, связано с кризисом, а во-вторых, с тем что рынок достигнет пределов роста. Эксперты признают, что кризис вынудил радиохолдинги скорректировать планы своего дальнейшего развития, пересмотрели затраты и ожидаемый рост рынка.