Как сказал классик, «в России две беды: дураки и дороги»… Но если посмотреть на такую проблему (а для многих это именно – проблема), как проезд в томских маршрутках, то не менее актуально звучала бы немного другая фраза. Почему так резко, спросит читатель. Отвечу – наболело.
Безусловно, автор статьи не первый поднимает этот уже набивший оскомину вопрос – неоднократно горожане писали, возмущались, жаловались на нерадивых водителей маршрутных ПАЗиков, – однако, как говорится, а воз и ныне там… По-прежнему пользоваться услугами томских маршруток далеко небезопасно. Многие водители (не все) устраивают самые настоящие гонки, выписывая дикие виражи по далеко небезупречным городским дорогам, пытаются проскочить на мигающий светофор и при этом не сбить никого и ничто со своего «тернистого» пути (иногда им это удается). Нередко они совмещают «гонки» с неотложным решением дел насущных по телефону и расчетом пассажиров. И как после этого можно не поверить в «сверхуникальные» способности людей за рулем?! Когда они делают всё и сразу… Фокусников не напоминают?
В первую очередь – план
Частой причиной нарушения правил дорожного движения томскими маршрутниками является план выручки. Для того чтобы выполнить установленный план и, конечно, пополнить собственный кошелек энной суммой, водитель должен совершить максимальное количество рейсов за смену. Отсюда и бешеная скорость, и цепной реакцией хамство в ответ на возмущение пассажиров… Грубость в общественном транспорте в наше время становится, можно сказать, делом привычным. По-прежнему нередки выяснения отношений между водителями маршруток с обильной нецензурной бранью на виду у пассажиров. И не важно, что в салоне могут ехать дети… Все чаще кондукторы позволяют себе оскорбить человека (иногда и высадить) только за то, что тот оплачивает проезд крупной купюрой. Мол, что, «не мог 12 рублей отложить? Где ж я ранним утром найду сдачу с тысячи?!». Жаловаться, доказывая свою правоту, многие из оскорбленных не решаются – не у каждого есть время для визитов в определенные инстанции, да и настроение не хочется себе портить, особенно в начале трудового дня. А если вернуться к лету 2009-го и вспомнить, ЧТО обещали взамен поднявшие плату за проезд водители: и чистые салоны, и вежливое обращение, и обязательно – кондуктор. Но на деле… Одним словом, комфортная перевозка нынче редкость. Схема проста: большая выручка – в ущерб сервису.
Найдется тот, кто возразит, мол, «не нравится – не езди». Не соглашусь. Принцип неоправдан. Как, например, быть тем томичам (а их большинство), кто не является счастливым обладателем автомобиля, да и не все из нас имеют возможность каждый день пользоваться услугами такси. В конце концов, оплачивающие проезд в маршрутке пассажиры имеют право на полноценный сервис. А где же она, культура обслуживания?
С ветерком и песней…
Нередко водители ошибочно полагают, что если они в салоне погромче включили музыку (обычно шансон) и давят на газ, чтобы как можно скорее «доставить граждан до нужной остановки» (читайте: сделать план), то это только должно нравиться пассажирам, мол, едут с ветерком и песней. А вы не думаете о том, господа водители, что можете их доставить в прямом смысле слова в потрепанном виде? Сколько известно случаев ДТП, произошедших по вине водителей маршруток, и как результат – травмы, сотрясения, ушибы пассажиров. Запомнился фрагмент прошлой осени – в ходе операции «Автобус» сотрудниками ГИБДД при осмотре маршруток был выявлен ряд серьезных нарушений: это и оказавшиеся за рулем нетрезвые, а также в состоянии наркотического опьянения водители, и неисправность тормозной системы, рулевого управления некоторых маршруток. Возникает риторический вопрос: кому мы доверяем свою жизнь?
Смеяться или бояться?
Заходя в городскую маршрутку, невольно обращаешь внимание на многочисленные, украшавшие салон, надписи:
— «Осторожно: злой водитель».
— «Держитесь! Мы взлетаем».
— «40 минут страха и вы дома. Стоимость аттракциона –12 рублей».
— «Не говорите, куда мне ехать, и я не скажу – куда вам идти».
— «Вовремя оплаченный проезд сохраняет зубы лучше, чем зубная паста».
— «Если хочешь жить – заткнись!».
— «Стоячих мест – немерено».
— «Остановки объявляйте заранее и громко – водитель глухой, и ему нужно время, чтобы поставить ПРОТЕЗ на тормоз».
Читая эти, на первый взгляд, веселые наклейки и в то же время испытывая нарастающее чувство экстремальной езды, невольно задумываешься о действительном смысле фраз. И чем сильнее подбрасывает на очередной дорожной кочке, тем становится грустнее. Тут уж, право, не до шуток. Кто знает, возможно, водитель и вправду глухой-слепой-злой, и ничего не остается, кроме как крепче держаться за поручни и помалкивать, молясь живым добраться до дома/работы…
Постскриптум
Хотелось бы обратиться к горожанам: в случае если вы столкнулись с грубым обращением в транспорте со стороны водителя либо кондуктора, не стоит отмалчиваться и прятать обиду, а прямиком – в Комитет по транспорту мэрии г. Томска, где, согласно вашему заявлению, разберутся: кто прав, кто виноват. Кроме этого, задать интересующие вас вопросы по работе городского транспорта или оставить жалобу по-прежнему можно по телефону «горячей линии»: 52-92-01, а также на сайте муниципалитета: www.hotline.admin.tomsk.ru.
Ну а пока хотелось бы напомнить про элементарные меры предосторожности в городском транспорте: если нет возможности сесть и приходится ехать стоя – крепче держитесь за поручни, не отвлекайте лишний раз водителя, не забывайте о вежливости, а об остановках объявляйте заранее и громко.
И еще: зайдя в салон, будьте бдительны по отношению к собственным вещам – к сожалению, воров-карманников нынче немало… Но это уже другая история, о которой мы обязательно еще поговорим.
Ирина Свиридова
Фото: www.rasprodaga.com.ua