Финансовый кризис изменяет рынок продуктовой розницы. Уже с начала осени этого года началось перераспределение долей этого рынка от дорогих супермаркетов в пользу дискаунтеров. В последующем эта тенденция продолжится, отмечают эксперты. На такой формат магазинов в основном переключились покупатели, которые до кризиса ходили в сети, работающие в среднем ценовом сегменте, считает BFM.
Продуктовая сеть "Седьмой континент" (сейчас управляет 140 магазинами форматов гипермаркет и супермаркет) отчиталась по итогам работы за девять месяцев 2008 года. Чистая прибыль компании по МСФО по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года снизилась на 25% — до 51,3 млн долларов, а чистая выручка увеличилась на 34% — до 1,18 млрд долларов.
Существенно ниже прогнозов, по мнению аналитиков, оказалась чистая рентабельность "Седьмого континента" (за отчетный период — 4,3%). Причиной этому послужили существенные убытки от курсовой разницы, связанной с привлеченным в ноябре кредитом на 150 млн долларов от Росбанка.
Впрочем, не у одного "Седьмого континента" наблюдается отток посетителей, страдают и конкурирующие сети, — считает аналитик ИК "Финам" Серегй Фильченков: по итогам трех кварталов 2008 года у сети "Магнит" трафик снизился на 3,16%, а у гипермаркетов "Карусель" (входит в Х5 Retail Group) — на 3%.
Больше половины продаж по итогам девяти месяцев пришлось на дискаунтеры ("Пятерочка"), треть — на супермаркеты, остальное — на гипермаркеты, — такие данные привела руководитель отдела по связям с общественностью Х5 Светлана Витковская.
Коррекция в предпочтениях покупателей возможна, но в отношении продуктов питания она будет значительно меньшей по сравнению с непродовольственными товарами, — уверяет пресс-секретарь "Седьмого континента" Влада Баранова: "Если говорить о самой динамике спроса, то сегодня мы не наблюдаем каких-либо сверхъестественных изменений, ни в структуре, ни в объемах".
"Есть ощущение, что покупатели, которые до кризиса ходили в магазины сетей среднего ценового сегмента, сегодня переключаются на дискаунтеры, — отмечает пресс-секретарь "Азбуки вкуса" Андрей Голубков. — А те люди, которые традиционно ходят к нам, не склонны экономить на продуктах, поскольку они привыкли к определенному уровню сервиса и определенному ассортименту. Поэтому спада продаж или оттока посетителей сегодня в абсолютных цифрах у нас нет. Возможно, положительное влияние здесь имеет предновогодний ажиотаж". При этом после Нового года, по самым пессимистическим ожиданиям, потребительская корзина может "ужаться" на 20%.