Эта статья без имен-фамилий инструкторов и названий автошкол. Однако основана она на личном опыте учащихся, в том числе автора. Цель статьи – привлечь внимание директоров автошкол к тем людям, которых они нанимают на работу инструкторами, и предостеречь тех, кто только собирается пойти учится о возможных трудностях в процессе обучения.
Сразу отмечу, что герои сей статьи – грамотные люди, отучившиеся в автошколе и получившие в итоге свои «выстраданные» права.
Итак, день экзаменов в ГАИ в одной из томских автошкол. Автодром полностью забит учебными машинами, только что приехало начальство, вот-вот подтянутся принимающие. Период ожиданий для учеников — это всегда повод для обсуждения учебного процесса в целом. Как правило, все делятся тем, что уже «наболело».
— Когда я поступала в автошколу, мне сказали, что инструктора в салоне машины не курят, – рассказывает Анна. — Как оказалось, курят многие из них, при этом разрешения не спрашивают, ведут себя по-хамски, матерятся … Мой инструктор дымит как паровоз, при этом еще успевает по телефону поговорить. Один раз сделала замечание, он вышел из машины. Вернулся к концу занятия, взял деньги и даже до свидания мне не сказал. Видите ли, он на меня обиделся …
— А мой инструктор во время занятий на автодроме спит в машине. За что мне ему платить? – Возмущается Татьяна. — Если сегодня экзамен не сдам, напишу заявление с просьбой его заменить. Накатала больше пятидесяти часов, но до сих пор сама сомневаюсь, правильно ли я выполняю упражнения.
— Больше всего меня раздражает то, что когда я прихожу на занятие, мой инструктор может проболтать минут 20 со своими коллегами. – Вступает в разговор Настя. – Потом как ни в чем не бывало сесть в машину и начать занятие без всяких извинений, а закончить его на 15 минут раньше. Один раз я предложила оплатить ему половину стоимости часа, он сказал, что с таким подходом я никогда не сдам экзамен.
Стоимость одного часа вождения в томских автошколах составляет от 150 до 250 рублей. Некоторые из них заявляют, что у них 1 час вождения равен 60, а не 45 минут. Однако на деле оказывается, что от автошколы ничего не зависит. Инструктора живут по собственным установленным правилам. Случается, что вместо положенных 60 минут, учащийся катается только 30. Так, выпускник одной из томских автошкол Сергей однажды получил предложение от своего инструктора закончить занятие раньше положенного времени.
— Инструктор во время занятия сказал, что ему срочно куда-то надо уехать. – Рассказывает Сергей. – До конца занятия осталось еще 25 минут. Я решил, что все мы люди, может быть что-то случилось, и уступил. Однако на следующем занятии ситуация повторилась. Как потом оказалось, мой инструктор работал еще на трех работах. Пришлось мне искать ему замену. Иначе деньги просто на ветер.
Бегите от инструктора, который без конца опаздывает на занятия, ездит только по одному маршруту, жалуется на свою нелегкую жизнь. К такому выводу пришла Юлия. Она сменила 3-х инструкторов. Потратила на обучение в автошколе более 40 тыс. рублей. Теперь права у нее просто «золотые».
— Первый мой инструктор, с которым я ездила, кричал на меня без всякого повода, – рассказывает Юля. — Объяснять не умел, без конца хватался за руль, нервничал. Сменила, так как стала думать, что я – это безнадежный случай, вождение – это не мое. Второй инструктор постоянно жаловался на свою жизнь, много разговаривал, отвлекал меня от вождения. Мне это не нравилось. К тому же на занятия он стал опаздывать, видимо еще где-то подрабатывал, его тоже сменила. С третьим инструктором ездили только по одному маршруту. На мое предложение — покататься в других районах города, он всегда отвечал, что экзамен буду сдавать на этой дороге, зачем мне кататься на других. Я пыталась до него донести, что хочу научиться водить машину, а не только сдать экзамен. Мне этого так и не удалось. Сменила инструктора, так как после двух попыток сдачи экзамена, который к тому же проходил совсем не по тому маршруту, по которому я все время ездила, он ничего не попытался исправить.
Большинство не сдавших экзамен в городе и пришедших его пересдавать, жалуются на то, что совершенно не умеют и не знают, как правильно ездить на перекрестках с кольцевым движением. Некоторых инструктор просто не научил, тем самым заранее обрекая учащегося на провал и обеспечивая себе доход еще как минимум на две недели.
— Я три раза сдавала экзамен «город» в ГАИ. – Рассказывает Светлана. — Обычный маршрут сдачи включал в себя как регулируемые, так и нерегулируемые перекрестки, одностороннее движение, движение по трамвайным путям и т.д. Движение «по кольцу», несомненно, присутствовало при сдаче экзамена. Однако на кольцах за весь период обучения, я ездила всего пару раз. Инструктор не уделил этому должного внимания, несмотря на то, что я не раз ему об этом говорила. В итоге, у меня было 2 провала. Перед третьей сдачей экзамена пришлось отправить мужа на разговор с инструктором. В общем, это помогло. Когда я пришла на следующее занятие инструктор сам сел за руль. Затем показал, как надо правильно со всех направлений двигаться по кольцу, когда и какие поворотники включать. В общем, грамотная тренировка – залог успешной сдачи экзамена.
Каким должен быть хороший инструктор? С этим вопросом я обратилась к тем, кто закончил автошколу и уже сдал на права, теперь самостоятельно передвигается по городу на собственном автомобиле. Итак, большинство, участников опроса считают, что инструктор должен быть знаком с такими понятиями, как вежливость и корректность. Он должен быть профессионалом в своем деле, педагогом!
— Мой инструктор был тот еще кадр, – рассказывает Николай. — Фразы на занятиях в мой адрес, вроде таких, как голова мне нужна только для того, чтобы шапку носить — вводила меня в ступор. Были и другие словечки, похлеще…
Многие из опрошенных отмечали, что инструктор в процессе обучения должен сам соблюдать правила дорожного движения. Иначе, где же наглядный пример? Другие сетовали на то, что их инструктор часто вмешивался в процесс управления автомобиля: без угрозы ДТП нажимал на педали, объезжая ямки на дороге или проезжая через «лежачего полицейского». Тем самым, мешал ученику самостоятельно справиться с возникшей трудностью на дороге. После чего отмалчивался, не проявлял инициативы, чтобы объяснить, как надо поступить в той или иной ситуации. В общем, никакого педагогического подхода, никакого качественного обучения, только сплошной развод на деньги.
— Мне кажется, что ситуация, происходящая в автошколах, пока не изменится. – Делится своим мнением и опытом Наталья, она когда-то работала а автошколе. – Сейчас очень многие идут учиться, хотят получить права. Времени у инструкторов не хватает, все расписано на несколько недель вперед, вплоть до самых экзаменов. Иногда они вынуждены работать по 14 часов в сутки, в том числе и в выходные. Отсюда у некоторых наблюдается нервозность, раздражительность, пропуск занятий и т.д. Недовольство учащихся вполне можно понять. Иногда инструктор занят настолько, что к нему записаться можно только через неделю. Тут уж экономит сама автошкола. Вместо того чтобы нанять дополнительного сотрудника, руководство по полной загружает тех, кто есть. Уровень подготовки учащегося несомненно становится хуже, занятия раз в неделю к какому результату могут привести? Однако когда спрос на услуги падает, происходит явно и другая тенденция. Учить инструктора начинают хуже, чтобы хоть как-то поддержать свой заработок. Иначе работать им становится просто невыгодно. В общем, это палка о двух концах. Инструктора надо искать и выбирать. Лучше, если кто-то вам его порекомендует.
Грамотные, корректные, вежливые инструктора все же встречаются. Тут уж как повезет … Поэтому в народе теперь бытует следующее мнение: «Ищите хорошего инструктора, а не автошколу». Иначе обучение ваше затянется как минимум на полгода. Возможно, вы не поменяете ни одного инструктора, а может быть заберете документы и пойдете учиться в новую автошколу. Если вы выберете последний вариант, то тогда вам придется поменять не только инструктора, но и сесть за руль новой машины. Сколько еще денег вы потратите на ее освоение, покажет только время. К сожалению, рассчитать сумму, необходимую на обучение в автошколе полностью, представляется возможным только после получения прав. У кого-то 20-ть тысяч, у кого-то гораздо больше. Однако стоит уточнить у руководства сразу все расценки: сколько стоит теория, сколько стоит 1 час вождения, сколько стоит пересдача внутренних экзаменов. И, если инструктор с вас начинает брать лишние деньги, вести себя по-хамски, опаздывать на занятия, не стесняйтесь обратиться к тем, кто брал его на работу. Иначе денег за весь период обучения потратите ровно столько, что соизмеримо было бы с покупкой нового Жигули или подержанной иномарки, а опыта так все равно и не наберетесь.
Ольга Щеголева
Фото: pda.newsmsk.com