Актуальное

Кто хозяином будет?

20:32 / 20.06.10
9965

Добросовестно оплачивая «жировки»,население спонсирует коммунальное хозяйство?

Мы в социальных сетях:

 

Кто хозяином будет?Каждый раз, полученная жировка вызывает у среднего потребителя неудовольствие, а зачастую – негодование. За что мы платим, как формируются тарифы, откуда берутся надбавки? Все это, зачастую, так и остается тайной за семью печатями.

 

Что написано в законах

Согласно действующему Федеральному закону «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» № 210-ФЗ от 30 декабря 2004 года, оплачивая собственные счета за воду, электрическую и тепловую энергию, — население участвует в финансировании инвестиционных программ по реконструкции коммунального хозяйства.

 

Данный закон предусматривает включение инвестиционной составляющей в платёжки населения в виде надбавок к непосредственной стоимости потребляемых услуг (к тарифам). Согласно этому закону, и сами тарифы и надбавки к ним содержатся в «жировках» населения, обеспечивая финансирование утвержденных инвестиционных программ.

 

Ввести такую инвестиционную систему законодателей заставила необходимость восстановления основных фондов коммунального хозяйства, катастрофически изношенных (по разным оценкам до 80%) из-за многолетнего хронического недофинансирования, за счёт конечного потребителя. Других вариантов, видимо, не нашлось…

 

Сам тариф для потребителей – это стоимость комуслуг, которую потребитель платит «коммунальщикам» за обеспечение водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, а также утилизацию твердых бытовых отходов, без учета каких-либо надбавок.

 

Надбавка к тарифу для потребителей – это надбавка к тарифу, которая входит в «жировку» потребителей и обеспечивает «коммунальщиков» средствами на модернизацию городских коммунальных сетей и объектов, используемых для утилизации бытовых отходов.

 

Вот и получается, что ежемесячно оплачивая «жировку», потребитель во-первых — рассчитывается за потребленные комуслуги, а во-вторых — вкладывает (инвестирует) денежные средства в строительство, реконструкцию и обслуживание городских коммунальных сетей.

 

Но пока томичи оплачивают только те инвестиционные программы, которые разработаны и приняты. На сегодня это три направления: тепло, водоснабжение, водоотведение.

 

Инвестировать – пожалуйста, а пользоваться правами инвестора — нет?

 

Безусловно, необходимо законодательно поддерживать коммунальную инфраструктуру городов и посёлков, пусть даже и за счет конечного потребителя, который в первую очередь заинтересован в бесперебойной подаче воды, тепла, электроэнергии, а также в отлаженной работе систем водоотвода и утилизации бытовых отходов, но:

 

Согласно другому Федеральному закону № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 года (который к коммунальным делам, казалось бы, отношения не имеет), потребитель комуслуг, вкладывающий свои средства в реконструкцию коммунальной инфраструктуры города, — является инвестором.

 

В права же любого инвестора (собственника), кроме всего прочего, входят: владение, пользование, распоряжение объектами капитальных вложений и результатами их осуществлений, а также контроль за целевым использованием средств.

 

Исходя из прав инвестора, делаем вывод: каждый, добросовестно оплачивающий «жировки», потребитель комуслуг, по закону должен иметь права собственника на часть коммунальной инфраструктуры (например, на метр каждой трубы или электрического кабеля) и в полной мере участвовать в хозяйствовании данных объектов.

 

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

Независимый эксперт в области ЖКХ, администратор специализированного портала ЖКХ «Наш город» http://ng.tom.ru/, Владимир Колыхаев:

 

— Да, действительно, существует проблема недоработки двух федеральных законов, согласно которым, оплачивая установленные в настоящее время в Томске надбавки к тарифам на услуги тепло-, водоснабжения и водоотведения, мы, с одной стороны, будем являться инвесторами, а с другой стороны не будем являться собственниками данных инвестиций.

 

Не учитывая нормы федерального закона № 39-ФЗ, мы получаем полную неясность возникающих отношений собственности капитальных вложений полученных по средствам данных инвестиций. Предположим, что собственником инвестируемого имущества будет организация коммунального комплекса, тогда получается, что в виде надбавки мы безвозмездно передаем ей денежные средства (или предоставляем заем). А, если это – все-таки безвозмездная передача денежных средств от населения, то можно сказать, что население нашей страны выступает спонсором коммунального хозяйства.

 

Если происходит безвозмездная передача денежных средств от ИП или юридических лиц, имеющих классическую систему налогообложения, то, согласно Налоговому кодексу РФ, им необходимо будет заплатить НДС и налог на прибыль, рассчитанный исходя из рыночной стоимости передаваемых денежных средств, т.к. коммунальное хозяйство не входит в благотворительную деятельность и не имеет льготного налогообложения.

 

Если происходит заем денежных средств организацией коммунального комплекса, то надбавки к тарифам следует учитывать как кредиторскую задолженность организации коммунального комплекса перед населением, с дальнейшим гашением. Например, через дополнительную эмиссию акций и размещение их среди потребителей коммунальных услуг или зачете за коммунальные услуги.

 

В то же время, имущество не может быть государственным, так как источники средств являются внебюджетными, а безвозмездно поступать от населения в бюджет только налоги. Согласно Налоговому кодексу РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

 

При этом Налоговым кодексом РФ определен закрытый перечень налогов и сборов, которые должны оплачивать налогоплательщики. Если же эти надбавки будут муниципальным займом, тогда муниципалитет обязан выдать, к примеру, муниципальные облигации.

 

В завершении, хочу отметить, что однозначно определить собственника имущества, инвестируемого за счет надбавки к тарифам коммунальных услуг, не представляется возможным в силу противоречия двух федеральных законов.

 

 

Редакция новостей tomsk.ru

Фото:spb.gdeetotdom.ru