Неделю назад мы рассказывали об «Акции отчаяния» томички Яны Икрамовой. Тогда мы говорили о том, что в голодовке приняла участие лишь одна жительница нашего города. Однако в течение первого дня голодовки к ней присоединились еще три томички — Алина Федяева, Наталья Заруднева, Татьяна Качалова.
— Никакой реакции власти не последовало – я все это время общалась только с журналистами, — рассказывает Яна. – Хотя, звонок из городской администрации все же был, звонившая женщина усомнилась в моей голодовке. Так и сказала, мол, голодовка ваша очень сомнительна – кто же голодает дома? А потом прислали «скорую помощь», чтобы взять у меня кровь на анализ и убедиться в том, что я действительно отказалась от пищи. Врач ко мне приходил дважды – тоже по настоянию администрации.
Ну что ж, городские власти убедились, что голодовка была настоящей. Убедились – и успокоились. К тому же ничего серьезного с Яной и другими голодающими не случилось. Все живы-здоровы, а значит, можно продолжать делать вид, что ничего не происходит. Однако намек по поводу сомнительности голодовки вполне непрозрачен: следующую акцию, дата которой уже, кстати, назначена – 28 мая, нужно проводить не по домам, а в стенах мэрии. Лучше – в кабинете мэра. Он просторный – почти как стандартная группа детского сада – можно прийти с детьми.
Татьяна Качалова – жительница Томского района.
— У меня трое детей. Один уже ходит в школу – проблема детского сада сама собой отпала, младшему с горем пополам место в детском саду предоставили. А вот средняя дочь – ей пять лет – в садик не ходит. Я вынуждена сидеть дома, хотя экономическая обстановка просто кричит о том, что нужно выходить на работу. В селе проблема стоит гораздо более остро, нежели в городе. Если в городе хоть что-то делается, хотя бы говорят об этой проблеме, то про нас вообще все забыли. В селе нет частных садов, трудно с работой. И проблемы никак не решаются.
Как тут не вспомнить начальника областного управления образования Леонида Глока, который на прошлогоднем пикете вещал, что проблема нехватки детских садов характерна лишь для областного центра, а Томская область в этом плане благополучна.
Интересна реакция горожан на информацию о голодовке. «А прежде чем заводить ребенка Яна не знала, что в нашем государстве государству люди не нужны?» — вопрошает на форуме сайта Облдумы некий murmaid. Ответ на этот глупый и бестактный вопрос есть на официальном сайте общероссийского движения «Российским детям доступное дошкольное образование» http://detivsad.ru.
— Когда рожали, мы не знали, что детей не будут брать в детские сады, и власти практически ничего не будут делать для решения этой проблемы. Тем более, из-за кризиса доходы многих людей «упали»: имея несколько лет назад вполне приличные заработки, сегодня многие семьи оказалась практически на грани выживания. Семьям, где только один родитель воспитывает ребёнка (детей), — особенно тяжело».
Многие уверены, что голодовка проблемы не решит, что существует масса других, более эффективных способов ее решения. Есть на сайте ответ и на это:
— Расскажите нам о них! Мы за последний год опробовали, кажется, уже все методы: личные обращения к депутатам и к представителям исполнительной власти, коллективные письма к мэру, к губернатору и к президенту, круглые столы с властями, обращения в прокуратуру и в суды, пикеты в парках и у Совета депутатов, шествие с колясками, многочисленные публикации в СМИ, раздачи листовок.
Но сказать, что все эти действия томских родителей, в том числе и последняя акция – голодовка, не вызвали никакой реакции власти – погрешить против истины.
Губернатор, в своем отчете перед областной Думой, назвал проблему нехватки детских садов одной из наиболее значимых для области, к тому же отметил, что именно эта проблема уже приобрела политический характер.
— До приватизации в Томске было 135 дошкольных образовательных учреждений, из них – 25 муниципальных, и 110 — ведомственных. Общее количество детей, посещающих эти сады в 1992 году, составило 20 тысяч человек. После приватизации, которая прошла в 92 годы – часть ушла садов в частную собственность, — отчитывался Виктор Кресс. — Сейчас в городе 86 муниципальных садов – вот все говорят, власть не уделяет внимания этому вопросу, а количество муниципальных садов выросло с 25 до 86! Кроме того, есть 8 ведомственных и 2 частных детских сада. Сегодня все эти сады посещают 20275 детей!
Путем несложных арифметических подсчетов, мы видим, что за 18 лет власти смогли увеличить количество мест в детских садах на 275!
— В очереди сегодня 18 с лишним тысяч детей. Реальная же потребность в детских садах – 11 тысяч, на этой цифре и надо сосредоточиться. За два года надо ввести 7 тысяч мест. В этом году будет выдано 3314 путевок на право посещения сада. Это число мы должны удвоить. 2450 мест появятся за счет оптимизации, 340 – ввод сада после ремонта, и еще столько же – в новом саду. Надо привлекать бизнес, чтобы они участвовали в организации мест для своих работников, — говорит губернатор.
— Вопрос уплотнения волнует родителей. Это не уплотнение – это просто рациональное использование площади. Сегодня в садах на одного ребенка приходится от 20 до 30 квадратов общей площади (ред.: эта цифра считается от общей площади детского сада, вместе с пищеблоком, спортивным и музыкальными залами, коридорами и проч). Мы даже не замышляем задеть ясли и младшие группы. У нас мыслей нет нарушить нормы. В новом саду в среднем на ребенка будет приходиться 13 метров общей площади. Группы по численности будут меньше, нагрузка на воспитателя будет меньше, они смогут лучше занимать с ребятишками.
Жаль, что фокусники не открывают своих секретов широкой публике. Было бы очень интересно узнать, как при увеличении количества детей в каждом детском саду приблизительно на 50 человек, уменьшится наполняемость групп? Ловкость рук, не иначе. Очень часто приходится слышать мнения о том, что, несмотря на переполненность групп на 30% ходят далеко не все дети, и толкучки в садах нет. Видимо тем, кто ведет подобную статистику, не приходило в голову проследить зависимость заболеваемости от переполняемости групп. В группе ребенка автора этих строк списочный состав – 23 человека. Средняя посещаемость – 20 (аккурат нормативное количество). Не приходило в голову «уплотнителям» и то, что СанПины придумывают тоже не дураки. Так же широкой публике хотелось бы знать, сколько метров «общей площади» у нас занимают чиновники, кабинет каждого из которых сопоставим по площади с целой группой детского сада.
— Мы продолжим эту работу, поработаем над тем, какие здания можно вернуть. Будем строить новые сады в новых микрорайонах. Но подходы к строительству должны быть иными. Полноценный детский комбинат с кухней, прачечной и прочим в микрорайоне должен быть один. А вокруг на первых этажах жилых домов – филиалы с раздаточными буфетами.
Что интересно, инициативная группа родителей в прошлом году предлагала и вернуть здания утраченных во время перестройки детских садов, и практиковать строительство детских садов на первых этажах жилых домов. Однако тогда все эти идеи были признаны бредовыми, а самих мамочек все кому не лень обвиняли в отсутствии каких-либо инициатив: мол, только возмущаться и жаловаться горазды!
Еще одно интересное наблюдение губернатора. Он, как любящий дедушка покупает своим внучкам кукол «Барби» за 2400 руб. С его слов, это вдвое дороже, чем плата за детский сад. Виктор Кресс почему-то думает, что родители платят за детский сад 1200 рублей.
Однако не соответствует действительности ни то, ни другое. Мамы девочек уверяют, что стоимость самой простой куклы «Барби» колеблется от 600 до 1000 рублей, а самые что модные куклы стоят дороже – 1500, что все равно дешевле тех, которые покупает губернатор своим внучкам. А вот плата за детский сад составляет 1650 рублей. Кстати, установленная в прошлом году депутатами родительская плата за посещение ребенком детского сада – 75 рублей в день – на сегодня является самой высокой в РФ и равнозначна той сумме, что платят за детсады родители маленьких москвичей. В Омске, к примеру, родительская плата после недавнего повышения составляет 900 рублей, в Ярославле – 700, а в Санкт-Петербурге и вовсе — 400.
Резюмируя выше сказанное — действия родителей не остались не замеченными властями, однако реакция их, как всегда не предсказуема. Хотели получить место в детскому саду – получите. На четвертой полке слева. Родители же пока готовятся бороться теперь уже с «уплотнениями».
Редакция новостей tomsk.ru
Фото:www.bb59.ru