Кризис заставил россиян менять привычки и сокращать траты не только на дорогостоящие покупки, но и на алкоголь. Национальная алкогольная ассоциация (НАА) бьет тревогу – запасы алкоголя в розничной торговле превысили все разумные пределы. К началу ноября они оказались в 4–6 раз выше, чем на тот же период годом ранее. Из-за затоваривания выпускающие алкоголь предприятия вынуждены сокращать производство. Если ситуация не выправится, то эксперты предсказывают массовое банкротство производителей алкоголя после Нового года.
«Запасы водки и ликероводочных изделий на 1 ноября составили 8,2 миллиона декалитров (дал), что в 6 раз больше, чем в ноябре прошлого года», – цитирует Независимая главу НАА, исполнительного секретаря экспертного совета комитета Совета Федерации по экономполитике и собственности Павла Шапкина со ссылкой на Интерфакс. Не меньшее затоваривание и по другим товарам алкогольного ассортимента. По словам Шапкина, запасы виноградного вина увеличились в 6,2 раза – до 3,6 млн. дал, шампанских и игристых вин – в 4 раза – до 1,2 млн. дал, коньяка – в 5 раз – до 0,9 млн. дал, а пива – в 6,4 раза – до 14,8 млн. дал. По его мнению, столь массовое затоваривание стало одним из проявлений финансового кризиса. Россияне стали меньше покупать алкоголя. При этом сейчас они отдают предпочтение более дешевому ассортименту.
Снижение активности россиян на рынке продовольствия и алкоголя отмечает и Росстат. По его данным, индекс производства пищевых продуктов, включая напитки и табак, в октябре составил всего 97,2% от уровня октября 2007 года. Впрочем, независимые эксперты алкогольного рынка подвергают сомнению официальные статданные.
«Производство водки в России в октябре упало на все 15%», – уверен глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. Но, несмотря на этот факт, снижения спроса в целом по стране не наблюдается. «Серьезное снижение продажи алкоголя зафиксировано, по нашим данным, пока только во Владивостоке, где за первые две недели ноября объем продаж снизился на 20%», – отмечает аналитик.
«Я не верю, что наши люди стали меньше пить, поскольку до нижнего потребительского уровня нынешний кризис еще не докатился, – соглашается управляющий партнер компании Stas Marketing Partners Андрей Стась. – К тому же затоваривание происходит из-за того, что кредитный кран, которым до последнего времени пользовались крупные торговые сети, сегодня перекрыт». Но запасы нераспроданного алкоголя, по его мнению, накапливаются не в торговых сетях, а на складах производителей. «В настоящее время накопился чрезмерный объем дебиторской задолженности у сетевиков, потому и происходит снижение объемов отгрузок от производителя до магазинов», – поясняет эксперт.
Эксперты, признавая наличие серьезных проблем в отрасли, пока уверены в том, что как минимум до Нового года кризис ей не грозит. «Ликероводочные заводы могут закрыться, но только после Нового года – в феврале-марте, не раньше», – уверен Дробиз. «После Нового года алкогольный рынок будет развиваться так же, как и вся промышленность, – предполагает он. – Если наступит крах, то он не обойдет и эту отрасль». По его словам, народ будет переходить на более дешевые напитки. Потребление крепкого алкоголя не снизится, но потребители будут пить его не в ресторанах и кафе, «где существует сумасшедшая наценка», а дома.
Павел Шапкин считает, что потребительский рынок, в который входит и продажа алкоголя, — должен стать приоритетом антикризисной политики. «Люди стали меньше тратить не только на алкоголь, но и на другие виды пищевой продукции, розница затоварена и другими потребительскими товарами, спрос на которые снизился, — цитирует Росбалт. — Поэтому основные усилия по выходу из кризиса должны быть направлены, в первую очередь, на поддержку потребительского спроса, который, как локомотив, вытянет за собой и торговлю, и банки, и производство».