PricewaterhouseCoopers и Ассоциация менеджеров провели исследование, в ходе которого 100 представителей ведущих российских компаний оценили влияние финансового кризиса на бизнес. В ходе исследования «Время перемен» руководители компаний, представляющих различные отрасли экономики, поделились информацией о том, как изменились их инвестиционные планы, как кризис повлиял на бюджет, кадровую и маркетинговую стратегии компаний, какие сложности стоят на пути развития предприятий в свете текущей ситуации.
Российские топ-менеджеры со всей серьезностью относятся к возможным последствиям кризиса, однако опыт динамичного развития, заставляет их оптимистично оценивать состояние дел в среднесрочной перспективе.
Опрос выявил ряд тенденций в настроениях топ-менеджеров:
• кризис будет краткосрочным: 87% опрошенных уверены в росте своих доходов в трехлетней перспективе;
• кризис ориентирует компании на экстенсивное развитие в противовес интенсивному: 47% респондентов планируют расширять свое присутствие на существующих рынках;
• 71% компаний в будущем рассчитывает на собственные средства при финансировании развития. Половина опрошенных руководителей рассчитывает на заемные средства. 22% респондентов рассматривают возможность привлечения средств из государственных фондов.
Респонденты полагают, что кризис скажется на финансировании планов развития компаний (78%) и повлияет на разработку стратегий (89%), а 94% намерены пересмотреть свои затраты на 2009 год.
Опрос также позволил выяснить, к каким именно мерам по запланированному или незапланированному сокращению затрат (в отношении персонала, объема потребляемых компанией ресурсов и закупочной деятельности) намерены прибегнуть опрошенные компании. При этом были предложены варианты ответа «запланировано и будет осуществлено» и «не запланировано, но будет осуществлено». 28% опрошенных планировали и будут сокращать персонал, 16% опрошенных не планировали, но прибегнут к таким мерам. Об уменьшении объема потребляемых компанией материалов, работ и услуг заявили 45% и 27% соответственно. 21% опрошенных компаний планировали и будут сокращать закупочную деятельность, 16% – не планировали, но прибегнут к этой мере. Не планировали и не будут осуществлять никаких мер по сокращению затрат 6% руководителей.
Денис Протасов, директор отдела управления эффективностью бизнеса, PricewaterhouseCoopers в России отмечает: "В нынешней рыночной ситуации многие столкнулись с необходимостью сокращения затрат. Одни руководители сокращают любые затраты «на скорую руку» – подобный подход в долгосрочной перспективе не принесет большой экономии. Правильно поступают те руководители, которые пытаются понять, что лежит в основе затрат и факторов, влияющих на их величину, и проанализировать их с точки зрения эффективности. Они могут добиться устойчивой экономии за счет включения стратегического сокращения затрат в бизнес-стратегию компании".
По материалам пресс-службы PricewaterhouseCoopers.