Мировой кризис страшен не только сокращением зарплат, но и массовыми увольнениями. Прибыль компаний падает, сотни людей боятся потерять работу. Как действовать HR-департаменту в условиях кризиса? На этот вопрос постарались ответить участники Ассамблеи HR-директоров.
Татьяна Мартюшева, исполнительный Директор EMG Professionals отметила необходимость оптимизировать численность персонала, а также сохранить более квалифицированных, «антикризисных» сотрудников. С ней согласен директор по персоналу Атлант-М Руслан Тарусин: «На финансовом кризисе могут выиграть те работодатели, которые, несмотря ни на что, найдут возможность не только сохранить лучших работников, но и обновить коллектив, заменив «средних» и слабых более сильными, высвобождающимися с других предприятий. А то и целенаправленно переманивая нужных специалистов у конкурентов».
Основные разногласия происходят между топ-менеджментом и HR-отделом: первые заботятся о сохранении бизнеса, вторые – о сохранении людей. Происходит выживание подразделений, процессы обостряются. Кризис может разорвать компанию изнутри, заметила Марина Миронова, директор по персоналу «Велес-Капитал».
Для подготовленных к этому компаний финансово-экономический кризис предоставляет дополнительные возможности для развития, полагает директор по персоналу завода LG Electronics RUS Александр Карпов. Чтобы не только выжить, но и быть готовой к использованию возникающих дополнительных возможностей, компания должна целенаправленно развивать свою корпоративную культуру, формировать свой «характер». «Для этого нужны годы, десятилетия. Необходим опыт, мудрость. Начинать усиленно заниматься развитием корпоративной культуры в моменты, когда кризис уже в разгаре, — все равно, что начинать обучение пожарной команды в момент пожара», — отмечает Карпов.
Роль HR-директора во время кризиса состоит в сохранении ключевых игроков команды и незапятнанной необдуманными, судорожными действиями репутации компании у всех заинтересованных групп, но прежде всего сотрудников, заявил эксперт.
О мифах в период кризиса рассказал Валерий Поляков, генеральный директор компании «Гласфорд Интернейшнл». Он назвал некоторые из них: «новую работу найти будет трудно», «можно сэкономить на обучении персонала», «регулировать оплату труда станет проще», «будет массовая безработица». Новая работа найдется почти для всех, но с меньшей оплатой, считает он. Безработица, безусловно, увеличится, но не будет существенно отличаться от уровня 1998-1999 годов. Поляков также отметил положительные стороны кризиса для HR-департамента. Можно будет избавиться от «лишнего» персонала, не приносящего дополнительную прибыль, повысить производительность труда и лояльность сотрудников. Не все компании с умом подходят к сокращениям. Есть вероятность, что уволят «звезд», которых можно пригласить на работу.
Возможные минусы в сложившейся ситуации назвал Василий Пигин, гендиректор компании «Диалог менеджмент консалтинг»: утечка информации, плохой внешний имидж, судебные риски и расходы, плохой внутренний имидж, демотивация.
Руслан Тарусин предложил следующие решения: выдавать бонусы чаще, но меньше, откладывать премиальные выплаты, информировать сотрудников часто, открыто и конкретно. Если действовать во время кризиса правильно, то компания быстро восстановится, сэкономит, при этом сохранит персонал. Во время кризиса все компании сокращают затраты, но выигрывают те, кто находит путь управления затратами, добавила директор по управлению персоналом ОАО «Мегафон» Ирина Лихова. Она также назвала критерии выживания во время кризиса: компания не должна повышать уровень своих обязательств перед сотрудниками, премировать только за достижение целей бизнеса, вкладывать в то, что приносит отдачу.
Наиболее успешные компании фокусируются на повышении лояльности клиентов и человеческом капитале. Именно поэтому очень важно создать условия в компании для удержания и привлечения клиентов, а также для максимально эффективной работы сотрудников.