Как не заблудиться, если вы едете по незнакомой улице? Как узнать об уровне пробок на дороге и проложить маршрут своего движения, отметив точками все нужные пункты: автозаправочные станции, посты ГИБДД и придорожные кафе? Ответ прост – для этой цели еще в 1995 году началось использование GPS-навигаторов.
Около двух миллионов любителей путешествовать на машине, да и просто владельцев авто, которые в основном ездят только в городе, отдали свое предпочтение удобной американской спутниковой системе.
Не так давно у GPS появился весомый конкурент. По сообщению сайта www.avto.ru, в начале 2010 года в Москве начался эксперимент по использованию российской спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС.
Федеральная целевая программа по возрождению ГЛОНАСС была утверждена правительством еще в 2001-м году. В 2009-м Госдума приняла закон «О навигационной деятельности», где сказано о том, что использование ГЛОНАСС, как и GPS, будет бесплатным, и осуществлять навигационную деятельность смогут как физические, так и юридические лица – «на безвозмездной основе и без ограничений».
Правительственная инициатива по продвижению российской глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС) заработала еще раньше. В 2008-м году в Томске поставили эксперимент по оснащению новых автобусов специализированными комплексами с функцией определения собственного местоположения по отечественной навигационной системе. Тогда такой проект оценили. Правительство РФ заговорило о том, что все муниципальные службы должны ставить на свой транспорт ГЛОНАСС-датчики, а заодно нужно запретить в России GPS. Правда, все это так и не было воплощено в жизнь. Но СМИ уже обсуждают вопрос о том, что к концу 2010 года будет изменен размер пошлин на автонавигаторы, которые поддерживают только GPS, разумеется, в сторону увеличения.
Премьер-министр России Владимир Путин на совещании членов правительства заявил о том, что ГЛОНАСС должна быть дешевле и лучше GPS. «Необходимо максимально приблизить возможности системы к массовому потребителю», – отметил вслед за ним первый вице-премьер РФ Сергей Иванов.
Зачем так активно продвигать российский навигатор, если американская «Система глобального позиционирования» GPS вполне успешна и востребована среди россиян?
Приемники GPS продаются по всему миру. Их можно купить и в России по цене от 4 тыс. до 60 тыс. руб. Это единственные расходы, потому что пользование GPS бесплатно. Зачем создавать ее дорогостоящего дублера? Дело в том, что США могут в любой момент отключить эту систему, ослепив таким образом военную технику потенциального противника (как известно, изначально спутниковые навигаторы создавались с целью военной обороны). Более того, по существующим в США правилам нужно получать специальное разрешение на экспорт GPS-приемника, если при его использовании одновременно будут присутствовать два показателя: высота более 18 тыс. м и скорость движения более 1854 км/ч. Так американское правительство пытается воспрепятствовать применению GPS на боевых ракетах и самолетах недружественных США стран.
Еще одно объяснение популяризации ГЛОНАССА – нестабильные военно-политические отношения между Россией и США. Нынешняя ситуация вынуждает Россию принимать меры, в частности в области гарантированного обеспечения своих боевых кораблей, стратегических ракет и самолетов навигационным сопровождением.
Помимо военных аспектов есть и другие аргументы по внедрению российского навигатора – стимулирование отечественной электронной промышленности.
Несмотря на существование европейской системы навигации Galileo, Gramin и др., ГЛОНАСС создает условия и для расширения взаимодействия России с другими странами. Известно, что еще в 2007-м году Россия уже позволяла Китаю пользоваться услугами ГЛОНАСС.
Те, кто отвечает за внедрение в России ГЛОНАСС, настроены серьезно:
– Технологически и рынок, и мы уже давно готовы к тому, чтобы внедрять такие системы. И отношение к этой инициативе правительства должно быть исключительно положительным. Россия уже давно работает на американской системе GPS, при этом совершенно забывая о том, что есть и отечественные разработки – ГЛОНАСС. Важно развивать их и сделать все возможное, чтобы вторая попытка не стала тем самым «блином комом», – пишет на сайте www.avto.ru представитель компании «Мобильные системы позиционирования» Николай Стромов.
Шаги по продаже новоявленной системы навигации медленно, но верно делаются – например, «АвтоВаз» начал оснащать штатными ГЛОНАСС-навигаторами модели Lada Priora и некоторые комплектации семейства Kalina.
Но как быстро аналог GPS получит признание среди томских автолюбителей – пока неизвестно.
Иван водит машину всего лишь около года, но на вопрос о том, что такое ГЛОНАСС, он ответил сразу:
– Не думаю, что российская система навигации станет в нашем городе популярной. У нас сейчас и система GPS не очень-то сильно развита. Навигаторы хороши в том случае, когда часто приходится бывать в незнакомой местности и много ездить по городам. А так, лично у меня пока нет необходимости в его покупке.
Анастасия тоже наслышана о варианте отечественного навигатора:
– Разница между ним и GPS в цене достаточно ощутима. А вообще, вы видели, как выглядит ГЛОНАСС? Этого «динозаврика» даже не хочется помещать у себя в машине. Сейчас у меня стоит GPS – он гораздо симпатичнее с эстетической точки зрения, маленький, удобный и недорогой.
В статье «ГЛОНАСС: для нас ли?», размещенной на сайте www.auto.mail.ru, Александр Еремин сравнивает между собой американский и российский навигатор: «Набор микросхем GPS имеет размеры не более 3х4 мм, потребляет около 40 мВт и сажает аккумулятор навигатора за 3-4 часа. Стоимость подобного чипа не превышает 10 долларов США. Чип ГЛОНАССа имеет размеры 30х40 мм, потребляет от 500 до 900 мВт, сажает аккумулятор за полчаса. При этом стоимость набора отечественных микросхем составляет примерно 100 долларов США. Очевидно, что на потребительском рынке эти две системы не конкуренты: в техническом плане приемники GPS намного современнее аналогов российской навигационной системы».
Различия ГЛОНАСС и GPS проглядываются и в цене – если самый дешевый GPS-навигатор можно приобрести за 4 тыс. рублей, то ГЛОНАСС сейчас стоит около 12-ти тысяч.
Итак, российский Глонасс не имеет явных преимуществ. Единственное, что есть у системы– политическое лоббирование. Идея в принципе правильная – наша страна должна и обязана иметь собственную систему навигации, чтобы не быть зависимой от чужих спутников и приемников. Вот только методы продвижения опять выбрали немного не те, не с повышения пошлин надо начинать, а с удешевления российских приемников, с улучшения их свойств.
Для справки:
ГЛОНАСС (российская глобальная навигационная спутниковая система) – система двойного назначения, обеспечивающая решение задач в интересах Минобороны РФ и гражданских потребителей. Орбитальная группировка ГЛОНАСС предназначена для предоставления услуг спутниковой навигации неограниченному числу отечественных и зарубежных пользователей наземного, морского, воздушного и космического базирования. Благодаря ГЛОНАСС с помощью портативных спутниковых приборов-навигаторов можно будет определять местоположение, скорость движения объектов и людей с точностью до метра. В соответствии с федеральной целевой программой «Глобальная навигационная система», полное покрытие территории России системой ГЛОНАСС планируется обеспечить до 2010 года. Глобальный доступ будет осуществляться за счет 30 спутников, из которых 24 будут задействованы постоянно, а остальные шесть будут в резерве.
Редакция новостей tomsk.ru
Фото: www.fishtour.by