20 февраля Госавтоинспекцией был обнародован документ, согласно которому водителей будут лишать права управления транспортным средством, если на нем установлены несертифицированные ксеноновые лампы вместо обычных.
Вскоре выяснилось, что этот документ опирался только на заключительное письмо от научно-исследовательского и экспериментального института автомобильной электроники и электрооборудования (НИИАЭ).
Дело в том, что Минпромторг поручил институту разобраться, насколько безопасно использование ксеноновых ламп в автомобилях. Специалисты НИИАЭ провели исследования, которые показали, что использование ксенона в не предназначенных для такого типа ламп фарах создает опасность для безопасности дорожного движения. В связи с этими заключениями НИИАЭ в рекомендательном письме указал Минпромторгу на необходимость внесения изменений в ГОСТ, в частности, на необходимость отредактировать понятие «режима работы» и проработать классификацию типа фар под разные источники света.
Но в Департаменте обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) это письмо поняли по-своему и пошли простым путем – решили лишать прав на управление транспортными средствами за вышеуказанные нарушения, а не вносить соответствующие изменения в ГОСТ.
Все технические требования, предъявляемые в данный момент к фарам, регламентируются ГОСТом Р 51709-2001, который специалисты ФГУП НИИАЭ только рекомендовали откорректировать. А в текущей редакции нет никакой речи о запрете или неправомерности использования любых ксеноновых фар.
А что же на дорогах? А на дорогах интересная картина вырисовывается. Хотя юридической силы действия страж порядка на дорогах не имеет, это не мешает сотрудникам ГИБДД привлекать к ответственности водителей, ссылаясь на статью 12.5 ч.3 КоАП, которая предназначена для борьбы с нелегальными мигалками и стробоскопами.
(Само постановление можно прочитать тут: http://www.gibdd.ru/news/main/?20100220_ksenon)
Водители, использующие в автомобильных фарах лампы, которые не соответствуют типу этих фар, будут наказываться лишением прав на срок от 6 до 12 месяцев. Кроме того, сами «ксеноновые лампы» будут конфисковываться, а номера с автомобилей сниматься до тех пор, пока лампы не будут приведены в соответствие с установленными требованиями. Эксплуатация автомобиля разрешается в течение одних суток после снятия номеров для того, чтобы исправить несоответствие.
Мнения общественности в данном вопросе разделились. Некоторые поддерживают решительность ГИБДД, потому как ездить ночью на загородных трассах становится действительно некомфортно из-за большого числа «гонщиков с ксеноном». Но многие недоумевают, как можно из-за не того типа лампочек в фарах на год лишать прав?
Как заявил председатель Комитета защиты прав автомобилистов Александр Холодов, если «ксенон» установлен с нарушением, это должно наказываться по части 1-ой той же статьи Кодекса, то есть всего лишь штрафом в 100 рублей, при этом никакого лишения прав и снятия номеров быть не должно, ведь и цвет фар (белый) и режим их работы (непрерывный) соответствуют требованиям действующего законодательства.
Правозащитники также не исключили, что из-за таких мер могут начаться массовые акции протеста автомобилистов, как это уже было с задними красными поворотниками, когда пришлось в срочном порядке вносить изменения в ПДД.
P.S.
Как же узнать, какой установлен ксенон – законный или незаконный? Если ваш автомобиль отечественного производства, то ксенон придется снять. Ибо на наших автозаводах ксенон не устанавливали никогда. Если же у вас иномарка, тогда лезем под капот.
Итак, смотрим маркировку на фарах. Мы ищем что-то, где есть буква D. Это может быть DC или DCR, но может быть и что-то иное. Например, D2R или D2S. Первая буква D означает, что это ксеноновая лампа, а остальные – это её тип.
Если же мы находим на лампе маркировку HRC или любую другую с буквой Н, то это означает, что фара предназначена для галогенной лампы и устанавливать в эту фару ксенон запрещено.
Редакция новостей tomsk.ru
Фото: chelny-city.ru