С 1 марта все междугородние автобусы должны быть оснащены ремнями безопасности. Принять такие меры в связи с участившимся количеством ДТП с участием автобусов и маршруток поручил Дмитрий Медведев. Поправки в Правила дорожного движения были приняты 24 февраля. Вчера, 1 марта, они вступили в силу.
– С этого дня инспектор ГИБДД имеет право наказать водителя междугороднего автобуса в том случае, если пассажирские места не оборудованы ремнями безопасности. Ответственность составляет 100 рублей, – заявил старший инспектор ГИБДД Виталий Аплин.
Получается, что штрафовать можно каждый второй, если не каждый первый автобус. Из всего автобусного парка «Томскавтотранса», который составляет 80 единиц, ремнями безопасности оснащены только три. Таким образом, новый регламент вообще может поставить под угрозу междугородние перевозки – сейчас либо не ездить, либо нарушать?
Эксперты называют поправки к ПДД правильными, но непродуманными по срокам. В РФ около 90% всех автобусов достаточно старые – им по 10-15 лет. Оборудовать их ремнями безопасности в такие короткие сроки практически невозможно. На это нужны немалые деньги – по подсчетам специалистов, на один автобус потребуется не менее 10 тысяч рублей. Перевозчики же сейчас ощущают недостаток в средствах, вызванный сезонным снижением пассажиропотока
Согласно правилам, помимо штрафа остановленным автобусам запретят выходить на линию. А повтор нарушения может закончиться уголовной ответственностью для руководителя автопредприятия. Водители говорят: такие меры только вводят в искушение инспекторов ГИБДД, автозаводы все равно продолжают собирать машины без ремней. Кстати, законодательство обязывает штрафовать за непристегнутый ремень не только водителя, но и пассажиров. Штраф составляет 200 рублей.
Сейчас в ОАО «Томскавтотранс» проводят ревизию транспортных средств – на каких автобусах можно установить ремни безопасности и сколько это будет стоить. Как рассказал начальник службы безопасности предприятия Валерий Жуйков, пока никаких распоряжений или регламентов по этому поводу не приходило. Здесь, кстати, один из ключевых вопросов – какие из автобусов считать междугородними? Лишь те, что проходят сотни километров, или же любые пригородные маршруты?
Напомним, что поводом для таких изменений стали сразу несколько катастроф с участием пассажирских автобусов. Одной из самых страшных стала авария автобуса, следовавшего по направлению Томск – Яровое. Междугородний автобус слетел с трассы и перевернулся, в результате чего погибли восемь человек, пострадали еще 38.
Какие бы последствия были у аварии, будь все пассажиры пристегнуты, рассчитать сейчас невозможно. Общие же эксперименты показывают, что пристегнутый ремень снижает риск погибнуть во время ДТП более чем в два раза для водителя и более чем в три раза для пассажиров. А если говорить, например, о случае опрокидывания транспортного средства, то с ремнем шанс выжить в пять раз больше, чем без него.
Кстати, в Европе в междугородних автобусах ремни безопасности присутствуют уже почти 30 лет. Для нескольких поколений немцев, французов, англичан и чехов пристегнуться в автобусе – это почти рефлекс.
Редакция новостей tomsk.ru
Фото: auto.gorod-vrn.ru