Дисклеймер: то, что вы прочтете далее исключительно авторское мнение, соглашаться с ним или нет — вопрос каждого. 18+ Осторожно, спойлеры.
Смотреть за успешными продолжениями и ремейками культовых франшиз всегда приятно. Так было после пятого «Крика», после сериала «Андор», который смог удачно расширить франшизу «Звездных войн», так было после сиквела «Кота в сапогах». Но все это скорее редкие исключения в общей картине плохих продолжений. «Кэндимен», «Восставший из Ада», «Хэллоуин», «Техасская резня бензопилой», «Проклятие» — все эти хорроры пострадали от ненужных ребутов и сиквелов, да и в целом фильмам ужасов как будто бы на этом поприще достается больше негатива, чем всем остальным. Поэтому не переживать за продолжение «Зловещих мертвецов» было нельзя.
Франшиза насчитывает оригинальную трилогию с легендарным актером Брюсом Кэмпбеллом, спин-офф «Черная книга» 2013 года и сериал про Эша, главного героя первых фильмов. И каждый из этих проектов получился удачным. Какой-то больше, какой-то меньше, но все они привносили что-то новое и жесткое во франшизу, оставляя ее уникальной и интригующей. Поэтому сегодня мы постараемся разобраться, получилось ли у нового фильма удержать планку качества, и чем он может удивить современного зрителя. Но обо всем по порядку.
Фильм рассказывает историю двух сестер: Элли и Бет. Первая — разведенная прогрессивная девушка с тремя детьми и на грани выселения из аварийных апартаментов. Вторая — сценический инженер у популярной рок-группы, совершенно случайно узнавшая про свою беременность, которая ее очень сильно пугает. Бет приезжает в гости к Элли за сестринским советом, из-за чего героиня отправляет своих детей за пиццей, но когда они возвращаются — случается землетрясение, открывающее проход в странный склеп. Оттуда сын Элли забирает некую зловещую книгу и виниловые пластинки, прослушав которые, активирует скрытые в гримуаре заклятия, вселяющие в его маму потустороннее демоническое существо. Здесь и начинается главное действие фильма.
При этом хочется хвалить авторов уже с самого начала: он понимает, зачем пришли зрители, и не собирается кормить долгой и нудной экспозицией. Нас сразу же знакомят с героями, показывая, кто они такие. Вот Элли, героиня в разводе, которая зарабатывает на жизнь созданием татуировок. На это нам указывает чемодан с ее оборудованием, ее тату и то, что она перепаивает рабочий инструмент. Вот дети Элли: сын-музыкант и будущий диджей, своенравная старшая и очаровательная младшая дочь. Режиссеру не нужно вводить долгие сцены флешбеков и внутренних переживаний героев. Все о них мы узнаем совершенно без слов и лишних деталей, просто и лаконично.
В том числе зритель понимает, какие между ними взаимоотношения, насколько это дружная и любящая друг друга семья, из-за чего последующие инфернальные события становятся лишь кошмарнее и мучительнее. Да, перед нами фильм про дедайтов, про старых-добрых монстров, которых убивал еще Эш Уильямс, но теперь ставки максимально повышаются. Под угрозой находится не просто компания друзей, но самая настоящая семья, и одержимой матери придется убивать своих детей, ведь себе она уже точно не принадлежит.
Основные инструменты по созданию саспенса в «Восстании зловещих мертвецов» — это не скримеры и бесконечные монстры, а ощущения. Невольно эта история перекладывается на личный опыт, а воображение пытается представить, что бы было с нами, случись в наших семьях такая беда. И от этого фильм выглядит крайне брутально и тяжело. Учитывая то, что в середине фильма герои узнают, что спасения от этого нет, а погибшие от рук одержимой Элли становятся такими же дедайтами, как и она, становится очень не по себе, так что особой надежды на хэппи энд никто не питает.
«Восстание зловещих мертвецов» — это камерный хоррор, где все действия происходят в рамках одной квартиры и коридора. Какое-то насилие остается за кадром, пугая своей неизвестностью, а какое-то показывается довольно подробно, обманывая ожидания расслабившихся зрителей. Впрочем, по накалу жести и кровавых моментов, этот фильм точно не дотягивает до «Черной книги», но набирает дополнительные баллы за любящую семью в качестве главных жертв и злодеев одновременно. Отдельного восхищения заслуживает актриса Алисса Сазерленд, сыгравшая Элли. Ее безумие, ярость и кровожадность в образе дедайта и материнская нежность, тепло и любовь в начале фильма — это то, что заставляет проникаться героиней, сопереживать ей и ненавидеть в одно и то же время. Блистательный перформанс.
Впрочем, без минусов этот фильм также не обходится. Где-то он может показаться слишком стремительным и скомканным, где-то предсказуемым, а где-то недобирающим по части жестокости и обещанного в промо-материалах безумия. Но при всем при этом он не перестает быть очень крепким и хорошо написанным фильмом, чье ядро в виде семейной драмы запросто переплевывает привычный для франшизы треш. Ему удается быть серьезным и настоящим ровно в той степени, чтобы это продолжало увлекать, не скатываясь в раздражение и драму ради драмы.
Поэтому если вы фанат франшизы «Зловещие мертвецы» или просто любите хорроры, которые уважают своего зрителя, то «Восстание зловещих мертвецов» обязательно к просмотру.