Есть ли жизнь у старых радиоприемников? Часто они хранятся в плачевном состоянии в гаражах, сараях или на чердаках, редко становятся предметом интерьера и памятью о бывших хозяевах. В Томске есть владельцы больших коллекций радиоаппаратуры и постоянные музейные экспозиции, например, в Доме Радио и ТУСУРе. Есть и любители, занимающиеся восстановлением радио прямо в офисе.
Одно из мест, где техника оживает и даже снова может звучать — это отдел дизайна в «Рекламном дайджесте», где томич Андрей Благов собирает и реставрирует старые радиоприемники и магнитофоны. В кабинете, который открыт для коллег и заказчиков, разместилось небольшое собрание техники, начиная от 40-х годов прошлого века до конца 80-х. Экземпляры, выпущенные после развала СССР, не так интересны: они не несут воспоминаний и теплоты, зачастую проще технологически и не столь своеобразны по дизайну.
На фото: «Латвия-РН»
Откуда тяга к ретро-аппаратуре?
Андрей Благов учился в ТИАСУРе на радиоконструктора, надеясь стать дизайнером аппаратуры. А сейчас руководит отделом дизайна.
«Любил рисовать, интересовался техникой и считал, что закончив ТИАСУР, буду знаком с электроникой и смогу делать радиоаппаратуру красивой. Но, так как время получения диплома и распределения пришлось на 90-е годы, заводы развалились и выпускникам пришлось находить другие сферы применения своих сил. Проработав год по специальности, я стал заниматься тем, что было интересно и приносило деньги: пошел в рекламу. А внутри же это все сидело».
И любовь к технике нашла воплощение спустя много лет. 5 лет назад Андрей увидел старый разбитый приемник «Балтика» 1954 года выпуска. Судя по дарственной табличке, его вручили победителю всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве (ВСХВ, так выставка называлась до переименования в ВДНХ). Стало жалко, что такой приемник может попасть на помойку, и он был куплен за копейки. Так как опыта еще не было, восстановить деревянный корпус Андрей отдал мастерам, а остальное делал самостоятельно. Внешне приемник получится таким же, как с конвейера.
На фото: «VEF Балтика М»
«Я решил попробовать его включить. А он возьми – и заработай! Я думал, этим и закончится, но потом наша сотрудница предложила старый семейный приемник с дачи. Он тоже оказался интересным. Затем попался третий, и меня «затянуло». Приносят сотрудники, предлагают друзья. Делают это от чистого сердца. Никого не хочется обижать отказом, но собирать все подряд невозможно. Хорошо, что на работе к увлечению и импровизированной экспозиции относятся с пониманием и разделяют интерес. А душа лежит к вещам с историей, интересным по времени создания и, конечно, по дизайну. Поэтому все приборы что есть в небольшом собрании – выпущены в относительно далеком историческом периоде и имеют характерные особенности внешнего вида».
«Север», «Звезда-54», «Spidola» и «Амфитон»: что есть в коллекции
Сам Андрей сейчас точно не может сказать, сколько приемников восстановил за 5 лет. В коллекции есть «Север», «Звезда-54», «VEF Super», «Spidola» и «Амфитон», ламповые магнитофоны «Комета» и «Астра», носимый ламповый приемник «Дорожный» и многое другое:
Восстановление ретро-техники – лотерея: не знаешь, до какого результата дойдешь. При этом большая часть приемников после реставрации Андрея заработали вновь. Те, которым не удалось вернуть функционал, сохраняют все оригинальные детали внутри, как достойный образец работы конструкторов и производственников.
«Большинству из них уже ничего принимать: в стране прекратилось вещание в некоторых диапазонах. Там кроме помех от современного оборудования в эфире практически ничего не осталось. Но если к ним подключить внешний источник сигнала, они будут звучать».
На фото: «Стереокомплекс Радиотехника»
Каждый приемник, который находится в кабинете Андрея, мог стоять у сотен тысяч жителей СССР, все это – серийные образцы. Например, «Звезда-54»: дизайн аппарата скопирован с французского оригинала, но красный цвет и пятиконечная звезда на фронтальной панели придают ему настоящий советский колорит.
На фото: «Звезда-54»
«Их делали сотнями тысяч, но так как корпус металлический, а хранятся старые вещи обычно не в музейных условиях, в первозданном (не восстановленном и перекрашенным) и достойном виде «Звезды» осталось не слишком много».
«VEF Super» — cамый старый приемник собрания, 1946 года. Такой начали выпускать сразу после войны, на основе довоенной модели. Многие интересные приемники были сделаны на заводах бывшего СССР: в Минске — «Океан», в Киеве — «Меридиан», в Прибалтике, например, многие модели завода «VEF». Есть и «детища» 80-х: например, стереокомплексы «Радиотехника» и «Technics», акустические системы «Амфитон», «Электроника», кассетные магнитофоны «Комета», «Vilma» 1982 года со сквозным каналом записи-воспроизведения, кассетник «Романтик», эквалайзер «Прибой». Есть и немного привычных в СССР на кухнях радиоточек. Один из них, хорошо знакомый томичам абонентский громкоговоритель «Север», производили на томском заводе измерительной аппаратуры в 50-х.
На фото: абонентский громкоговоритель «Север»
«Хорошо слушать музыку на технике, совпадающей с ней по времени производства. Джаз и вокал 50-60-х лучше слушать на «лампе». Звук становится очень натуральным. Кажется, что они созданы друг для друга. От современной музыки звучание будет странное, динамический диапазон совершенно другой. Так же некомфортно звучат на современном оборудовании песни 60-х. Становятся заметны технические огрехи и недостатки качества».
В небольшой коллекции есть магнитная антенна для приемника по образцу 20-х годов. «Я случайно увидел в интернете: человек по фотографии американской антенны 1925 года создал такую копию. И по доступной технологии его подвиг повторил. Вещь получилась интерьерная. По стилю подходит к старым приемникам. Да и вещь полезная. По другому сложно компактно разместить в помещении около 40 метров проволоки. Направляя ее к источнику волн, можно добиться улучшения приема сигнала».
Я вижу в людях уважение к вещам
Техникой Андрей занимается в перерывах и после работы. Так как срочности нет, процесс идет постепенно и остается отдыхом и увлечением.
«На работе хорошо заниматься восстановлением. Во-первых, есть куда поставить. Дома меня понимают, но невозможно иметь много старых вещей: в жилом интерьере одна – это акцент, а когда их несколько, это превращается в склад. Во-вторых, некоторые операции ремонта невозможно сделать двумя руками и одной головой, нужно четыре и две. В-третьих, какую-то операцию можно сделать за 5 минут, а результата ждать нужно сутки. Часто обращаюсь за помощью и советом к коллегам. У нас есть неравнодушные и хорошие специалисты в разных сферах: и в электронике, и в технологиях печати и обработки. К тому же с личным опытом и домашними запасами старых материалов, что необходимо даже при любительской реставрации. Например, старым, еще советским клеем хорошо приклеивать колбы радиоламп. Вообще, я чувствую в людях уважение к технической истории и вещам, которые создавались раньше. К производству, в котором было задействовано много участников: конструкторов, дизайнеров, технологов, сборщиков. Также стоит отдать дань уважения людям, которые эти своеобразные технопамятники сохранили и смогли сохранить для истории в нормальном виде».
На фото: восстановление «VEF Super»
На фото: восстановление «National Panasonic RX»
Помимо воспоминаний, экспонаты – это хранители подзабытых довольно сложных технологий. В одном из приемников стеклянная шкала с очень мелкими разноцветными изображениями и надписями напечатана на просвет. Сейчас изображение подобного качества на стекле можно повторить качественной ультрафиолетовой печатью. Кстати, этот приемник и сейчас может ловить радиоволны разных стран.
На фото: «VEF Super»
«Не факт, что сейчас старый приемник в Томске примет сигнал из далекой страны. Но при благоприятных условиях это возможно. Неделю назад, вечером после рабочего дня, мы слушали передачу китайской радиостанции на русском языке, которая вещает несколько часов в день. Прием, конечно, слабый, все в шумах-помехах, но есть. Раньше, да и сейчас, радио самый оперативный, надежный и доступный способ получения информации».
На вопрос, что будет дальше с его коллекцией, Андрей однозначно ответить не может. Да и коллекцией свое собрание приемников сам он называть не хочет.
На фото: «ТАИ-43»
«Это увлечение — из уважения к вещам и к людям, которые их создали. Цели собрать антиквариат у меня нет, это скорее — собрание предметов, являющихся частью истории. Это не средство постоянного дохода и не способ заработать какие-то деньги. Это занятие просто для души. Но есть и надежда, что кому-то это понравится. И сейчас, и потом. Не секрет, что коллекционеры – люди не вечные и в продаже рано или поздно появляется то, чем они владели. Но всегда находятся люди, которые этот интерес подхватят и сохранят еще на одно поколение».