7 мая в России отмечался День радио, праздник всех связистов и радиоведущих, вчера мы успели поговорить про коллекционера радиоприемников Андрея Благова и показать, как томичи ходили смотреть на традиционный сброс техники от ТУСУРа, а теперь напомним о новом выпуске нашего проекта «История одной профессии», в котором мы поговорили с томской ведущей Женей Володиной.
Многие из вас могли слышать ее голос в машине, ведь на радио Женя Володина работает уже семь лет. Сейчас она — ведущая «DFM в Томске», хотя ничего к такой работе ее не вело. Она закончила экономический факультет ТПУ и успела поработать маркетологом, открыть свой бизнес, но каждый раз понимала: что-то не то. Жене хотелось заниматься творчеством.
И вот в 2016 году она становится полноценной радиоведущей на DFM, прямые эфиры плотно и надолго становятся частью ее жизни, а работа перестает быть отличимой от хобби. Мы поговорили с Женей о том, каким должен быть радиоведущий, почему эфиры — это творчество, и какие границы нельзя переходить со слушателями. Перед вами история одной профессии.
В СВОЙ ПЕРВЫЙ ЭФИР Я ПРОСТО ОФИГЕЛА. У меня дрожал голос, пару раз не выключила микрофон. Весь эфир я сидела в наушниках! Даже когда просто играла музыка!
ДЛЯ МЕНЯ РАДИО — ЭТО И ХОББИ, И РАБОТА. В какой-то момент это стало занимать большую часть моей жизни и из любимого занятия превратилось еще и в работу. Это как было в детстве с волейболом, я им профессионально занималась, и в какой-то момент мне за это начали платить деньги. А я же вроде просто занимаюсь прикольным делом, люблю это, а мне тут еще и платить начали. Ну ладно, спасибо!
МНЕ НРАВИТСЯ РАДИЙНАЯ «МАГИЯ». Радио — это не про деньги, а про душу и творческое развитие.
У РАДИОВЕДУЩЕГО ДОЛЖНА БЫТЬ ВНУТРЕННЯЯ ЭНЕРГЕТИКА И ХАРИЗМА. Он должен уметь обращаться со словом. Есть много классных ребят с подвешенным языком, но как только они выходят в эфир — эта энергия из них куда-то испаряется. Важно не иметь внутренних границ, тебе должно быть интересно даже наедине с самим собой.
ВСЕ ВСЕГДА ГОВОРЯТ, ЧТО РАДИО УМИРАЕТ, но я готова с этим поспорить. Радио — это отдельная ниша, где есть своя жизнь, своя энергетика и свой вайб, если хотите (смеется). Радио цепляет тем, что оно здесь и сейчас. Если ведущий произнес какое-то слово, то ты его больше уже нигде не услышишь и не сможешь повторить.
РАДИО НЕ УМИРАЕТ И НЕ УМРЕТ. Мое личное мнение.
ПРЯМОЙ ЭФИР — ЭТО КАК ЗАВИСИМОСТЬ. Эфир — это совокупность энергетик, и я вообще не понимаю, как она получается. Ты болтаешь с напарником, знаешь, что вам весело и смешно, но в тот же момент вас слышит большое количество людей, которые, наверняка, тоже смеются. И в этот момент, незаметно для себя, ты обмениваешься энергией с ними. Это какая-то магия, я не могу это описать.
МЫ РАБОТАЕМ ДЛЯ РЕАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ, С КОТОРЫМИ МЫ ДЕЛИМСЯ ЧАСТИЧКОЙ СВОЕГО НАСТРОЕНИЯ. Нам прикольно начинать с ними утро.
МЕНЯ ИНОГДА ПРОПУСКАЮТ ЛЮДИ В ПРОБКАХ. Они показывают на приемник, понимают, что я еду на эфир и пропускают. И это капец как интересно.
Я ЛЮБЛЮ СВОЙ ГОЛОС ВО ВРЕМЯ ЭФИРА, люблю его в голосовых сообщениях, но чтобы мне сесть и послушать запись своего эфира — нужно долго настраиваться. Я ненавижу это. Даже наедине с собой этого не могу делать.
ДЛЯ МЕНЯ НЕТ НИЧЕГО СЛОЖНОГО В МОЕЙ РАБОТЕ. Сначала я подумала, что может это «вставать в 05:50 и ехать через пробку», но нет. Мне нравится ехать на эфир. Я настолько люблю свою работу, что я даже работой ее назвать не могу. Потом подумала, что может быть это «взаимодействие с партнером», но нет, мы с Димой [Кубениным, соведущий «DFM в Томске»— прим. ред.) дружим, нам классно и интересно. Но вот что я реально не люблю — звонки в эфир. Бывают разные люди, кто-то поговорил вне эфира с тобой, ты понял, что у него все классно с речью, но вот наступает эфир, а у слушателя ступор. Теперь тебе нужно его как-то разговорить, и получается это всегда не очень.
Я ОБОЖАЮ ГОВОРИТЬ, именно в эфире. Слышать себя в наушниках, как-то играть интонациями, мне нравится взаимодействовать в эфире с Димой, мне интересно вместе что-то придумывать для эфира, общаться со слушателями. Мне нравится говорить, мне просто нравится говорить!
МНЕ НРАВИТСЯ, ЧТО Я РАБОТАЮ НА СТАНЦИИ, КОТОРАЯ ПОЛНОСТЬЮ ПОДХОДИТ МНЕ ПО ФОРМАТУ И ЭНЕРГЕТИКЕ.
РАДИОВЕДУЩИХ УЗНАЮТ НА УЛИЦЕ, и это неожиданно. Наверное, это связано с тем, что мы еще ведем какую-то внеэфирную деятельность, соцсети. Очень прикольно, когда ты идешь по ТЦ, а с тобой подходят сфотографироваться. Вот буквально я выходила после концерта Лазарева, а ко мне подошла девушка, тоже попросила фотку. Я даже сначала не поняла, в связи с чем. Но это приятно! Этому еще способствуют наши открытые студии, и клево, что людям интересно. Они хотят не только посмотреть, как работает радио, но еще и познакомиться с нами. Мы стараемся уделить время каждому.
Я ЛЮБЛЮ ДЕРЖАТЬ ВСЕ ПОД КОНТРОЛЕМ В ЭФИРЕ, именно поэтому я сижу за пультом. Мне важен момент того, что я сама все вручную контролирую и вижу. При этом Дима тоже все хорошо умеет и знает. И в этом есть сложность, ведь я его какое-то время вообще не подпускала ни к пульту, ни к плейлисту.
ВАЖНО НАПАРНИКАМ ПОДОБРАТЬСЯ ТАК, ЧТОБЫ КАЖДОГО УСТРАИВАЛА ЕГО РОЛЬ. Подходила по психотипу.
СОВЕДУЩИЕ, КОНЕЧНО, НЕ ОБЯЗАНЫ ДРУЖИТЬ ВНЕ ЭФИРА, но это почти невозможно. Ты, по сути, проводишь с человеком каждое буднее утро, и логично, что вы становитесь ближе. Вы общаетесь в эфире два часа, тут же два часа вне эфира. В идеале дружба напарников рождается естественным путем. Но у меня никогда по-другому и не было.
МЕНЯ РАЗДРАЖАЮТ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ СПРАШИВАЮТ: «А РАДИО ЕЩЕ КТО-ТО СЛУШАЕТ?» Чувак, если ты не слушаешь радио, то это не значит, что кто-то еще так делает. Его слушает огромное количество людей. И есть те, кто включает себе не только музыку, но и шоу, знают про личную жизнь ведущих, и таких людей много, и все они образованные и современные. И когда я слышу такой вопрос, то ответить иногда хочется очень грубо.
ЛЮДИ УДИВЛЯЮТСЯ ТОМУ, ЧТО Я ВСТАЮ ТАК РАНО. Да дофига людей встает рано. С кем я в пробке стою? Они же явно не три минуты назад проснулись.
ГЛАВНЫЙ КАЙФ РАДИО — ЭТО ТВОРЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ. Если тебе нравится говорить, дарить свою энергию, знания, опыт и настроение, то ты точно получишь удовольствие от профессии.
ВСЯ НАША РАБОТА — ЭТО ТВОРЧЕСТВО. Весь прямой эфир, по большей части, это импровизация. Ты готовишься к играм — это творчество, интеграция рекламы — творчество, подводка к музыке — тоже творчество. Ты же делаешь это с каким-то своим уникальным подходом.
Я БЫ С УДОВОЛЬСТВИЕМ ПОРАБОТАЛА НА КАКОЙ-ТО СЕРЬЕЗНОЙ РАДИОСТАНЦИИ. Где люди обсуждают суперважные и жизненные вещи, но только когда стану старше.
ПЛОХО, КОГДА СЛУШАТЕЛИ НАРУШАЮТ ЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО. Когда мы работаем в открытой студии, то мы можем уделить внимание каждому человеку, пообщаться с ними, нам интересно, кто нас слушает. Чем они увлекаются, как выглядят. Но когда люди начинают переходить какие-то границы, считая, что мы реальные друзья и должны вместе завтракать, проводить время, то так это не работает. Кто-то этого не понимает и даже обижается, ну а мы что с этим можем поделать?
РАДИОВЕДУЩИЙ НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ НУДНЫМ. Например, ведущий обсуждает какую-то тему, у него есть своя позиция по определенному вопросу, и он может в жесткой форме ответить слушателям, которые с ним не согласны. Ты можешь высказывать свою позицию, но делай это уважительно. Нельзя грубо общаться со слушателями. И не стоит быть поучающим нудилой.
ИДЕАЛЬНЫЙ ЭФИР — ЭТО КОГДА ИЗ ТЕБЯ РЕКАМИ ЛЬЮТСЯ СЛОВА, они складываются в прекрасные предложения, ты шутишь как богиня. Твой партнер все это подхватывает, шутит еще больше, слушателям все нравятся, тут же за эфиром заходят коллеги, ты общаешься с ними. Иногда настроение создается и так: другие ведущие могут запросто поднять тебе настроение, а потом ты идешь с ним в эфир. Круговорот энергетики в природе.
В ЖИЗНИ И В ЭФИРЕ Я ОДИН И ТОТ ЖЕ ЧЕЛОВЕК. Единственное — не матерюсь на работе. Эфир — это часть моей жизни, мы обсуждаем реальные вещи, которые происходят у нас, реальные истории, реальные позиции.
КАК БЫ ГРУСТНО ТЕБЕ НЕ БЫЛО, ТЫ НЕ ДОЛЖЕН ПОКАЗЫВАТЬ ЭТО В ЭФИРЕ.
НЕ ИГРАЙ В РАДИОВЕДУЩЕГО. Вот мой профессиональный девиз. Будь собой. Потому что когда начинаешь играть, по-особенному проговаривать слова и добавлять какие-то умышленные интонации, то это сразу становится слышно. А может это замечаем только мы. Но в этом нет души, слушатели всегда чувствуют, когда по-настоящему.
НАМ НУЖНО БЫТЬ БЛИЖЕ К ЖИЗНИ. Нас слушают такие же люди, как мы. Им хочется узнавать себя.
ЕСЛИ МНЕ ЗАВТРА СКАЖУТ, ЧТО Я БОЛЬШЕ НЕ БУДУ РАБОТАТЬ РАДИОВЕДУЩЕЙ — БУДЕТ ОЧЕНЬ БОЛЬНО.