Дисклеймер: то, что вы прочтете далее исключительно авторское мнение, соглашаться с ним или нет — вопрос каждого. 12+ Осторожно, спойлеры.
«Первый фильм, снятый в космосе» — именно это первым приходит на ум, когда речь заходит о российской премьере «Вызов», новом фильме Клима Шипенко с Юлией Пересильд в главной роли. Об этом пишут во всех анонсах, указывают на всех плакатах, а для многих рецензентов это становится еще и главным оправданием всех минусов картины. Но если выносить за скобки такое достижение, то что зритель получит в итоге? Обо всем по порядку.
История рассказывает о талантливом хирурге и просто очень хорошем человеке Жене Беляевой, которой в жизни очень сильно не везет. В автокатастрофе погиб муж, она одна воспитывает дочь, а из-за безумного рабочего графика все вокруг пролетает мимо, и героиня совершенно не в состоянии найти правильный баланс в своем положении. В то же время во время работ на МКС один из российских космонавтов Олег Богданов (реальный человек, играющий сам себя) сильно травмируется на орбите, так что доставить его на Землю не получается возможным. В Центре управления полетами решают подключить к этому делу толкового хирурга, который пройдет все этапы подготовки и отправится в космос, чтобы провести первую операцию на борту МКС. И, разумеется, в космос летит Беляева.
На бумаге подобный синопсис звучит очень хорошо и в меру драматично, учитывая реальный полет съемочной команды в космос, но на деле получается не слишком ровно, нелогично, наигранно и слишком наивно. Понятное дело, главным продающим элементом фильма стал полет Юлии Пересильд и Клима Шипенко на МКС, и тут история та же, что и с фильмами про кайдзю: нельзя два часа показывать дерущихся Конга и Годзиллу, нельзя демонстрировать только кадры из космоса. В обоих случаях нужны дополнительные персонажи и сюжет. И вот он действительно хромает.
Начать стоит с того, какой показана жизнь главной героини. Да, она мать-одиночка, очень много работает и не успевает уделять время своей жизни. Поэтому она не знает, что у ее дочери появился бойфренд, что она подралась с дочерью прокурора, который оказался довольно упертым человеком, решившим довести дело до суда. Тут же на Беляеву нападает паническая атака вперемешку с флешбеками аварии, в которой погиб ее муж, тут же она рвет штаны и всячески выставляется режиссером в угрюмом и несчастном свете. Задача постановщика ясна: необходимо показать сильную, но оказавшуюся в череде неконтролируемых и тяжелых ситуаций героиню, но все попытки это продемонстрировать сливаются в кучу и выглядят как сценарные костыли. Слишком уж многое за раз сваливается на героиню Пересильд.
И ведь можно было продумать эти моменты тщательнее и приземлить ее проблемы до более реалистичного уровня. Зритель бы все равно переживал, а не задумывался о том, какими белыми нитками создается образ протагониста. Ведь получилось достичь такого же успеха с Эвелин во «Все везде и сразу», где героиня также переживает довольно неприятные бытовые истории, которые подчеркивают ее персонажа. Да хватило бы просто убрать из истории прокурора, все равно эта сюжетная линия заканчивается очень быстро и предсказуемо, ведь мы уже из постера знаем, что главная героиня полетит в космос, а проблемы таких героев принято решать на более высоком уровне.
Еще одна проблема — совершенно не хочется верить в созданный мир. Одной из причин тут является слишком прямолинейная и топорная реклама, которая вырывает зрителя из повествования. Не может стоить шутка про оператора сотовой связи или один известный онлайн-банк разрушения драматургии и погружения в повествование. Тут уже не сработает «ну прям как в жизни», потому что мы смотрим кино про изначально вымышленный подвиг и хотим продолжать верить в создающуюся на экране сказку.
Также не помогают второстепенные персонажи, которые банально выполняют функции, а их глубина ограничена лишь одним оттенком: уверенный в своем выборе руководитель полетов, его постоянно сомневающийся помощник, руководство, что готово свернуть всю операцию, хороший друг-врач, что жертвует своим местом и советует отправить в космос свою коллегу. Хотя по всем показателям он подходил для этой миссии намного лучше. Они не живут жизнь, а выполняют очень ограниченные функции, продвигая сюжет лишь к одному — главная героиня полетит в космос, что, повторюсь, мы и так знаем из постеров и трейлеров.
Поэтому из драматургии выветривается острота, пропадают все ставки, из-за которых можно было по-настоящему сопереживать героине. Ведь в том же «Марсианине» Ридли Скотта мы абсолютно уверены, что герой Марка Уолберга вернется на Землю, но каждая его ошибка, каждый недочет заставляет с новой силой переживать. Здесь же переживать не хочется совсем, хэппи-энд слишком предсказуем и предначертан, так что в какой-то момент ты забываешь обо всем и ждешь обещанный полет на МКС. При этом талант Юлии Пересильд невозможно утаить, актриса играет замечательно и делает все возможное, чтобы расположить к своему персонажу, поверить в него и начать сопереживать. Но чего это стоит, если все вокруг даже не пытаются играть?
Сложно умалять и режиссерские заслуги Клима Шипенко, он очень хороший режиссер, что доказал ни раз, и отдельные задумки в фильме, вроде панических атак главной героини или же трагичных флешбеков могли сработать как положено, но не с таким сценарием и не таким продюсерским подходом. Тем не менее, режиссер, главная актриса и реальные космонавты вызывают неподдельное уважение за проделанную работу. Жаль, что их старания не помогли сделать фильм лучше.
По итогу мы получаем очень неровную картину, которая старается быть серьезной драмой, рассказать о героическом подвиге, показать сильного женского персонажа, но при этом тонет в ненужной экспозиции, предсказуемости и совершенно неработающих сюжетных элементах. Могло получиться по-настоящему хорошее кино, если бы акценты при его создании были расставлены правильно.