В Томске сегодня завершился чемпионат Абилимпикс для ребят с ограниченными возможностями здоровья. Это крутая площадка для ребят с инвалидностью и ОВЗ брать первые высоты в профессии. Однако участники Абилимпикса — лишь малая часть ребят с ОВЗ. Для остальных часто выбор будущего дела осложнен не только их физическими особенностями.
В рамках движения «Абилимпикс» в Томске уже много лет проходит профориентационное мероприятие «Город возможностей». Сегодня на своей площадке Центр опережающей профподготовки собрал множество ребят из школ Томска и Зонального поселения на мастер классы. Как они могут помочь с профессией и показать реальность — в материале Tomsk.ru.
В этом году «Город возможностей» предоставил школьникам 14 мастер-классов по разным направлениям: от флористики и резки по дереву до парикмахерского искусства, виар и работы с 3Д-ручкой. Каждый мастер-класс представили учебные учреждения Томска, которые могут взять на обучение ребят с ОВЗ. Здесь Техникум социальных технологий, Колледж индустрии питания, Механико-технологический техникум, Коммунально-строительный, базовый медколледж и другие.
«Понравились все площадки, сложно выбрать. Раньше хотела поступать на кондитера, но мне сказали, что нельзя: я – астматик. А сегодня мне понравилась площадка, где мы садили растения. У меня теперь есть друзья для Дани (это мой кактус)», — рассказала школьница Ника.
Проводт мастер-классы либо преподаватели техникумов и колледжей, либо победители и участники «Абилимпикса» разных лет. Например, второкурсница Томского техникума социальных технологий с красивым именем Христина Красильникова взяла в прошлом году первое место в компетенции «Семеноводство». А сейчас показывает ребятам, как размножать туи.
«Некоторым на мастер-классе было очень интересно, берут и делают сразу 2 вида с семенами, черенками. Я в будущем все-таки хочу работать с людьми и в частности — с детьми. Все мы люди, не важно, инвалид ты или нет. Я вообще не понимаю детей и взрослых, которые обижают, оскорбляют инвалидов и выгоняют из своего общества», — сказала Христина.
На каждой площадке участники могут сделать за короткое время небольшое изделие и забрать ее себе. Например, с флористики – букеты из сухоцветов, с площадки с 3д-ручкой – получившиеся поделки. Ну а с виар-площадки и площадки автоэлектрики уносили впечатления. Важно, что наставники могут поделиться реальным опытом и рассказать, что нужно, чтобы обучиться профессии, которую представляют.
«Человек с ОВЗ может работать в автоэлектрике. Все же завязано в основном на работе с приборами, звуковое обозначение, визуальное всегда есть. Поэтому, даже если ограничения по одному направлению есть, по остальным разобраться можно. Конечно, у ребят было удивление. Немного смущались что ли, может, доска слишком страшная. Но помаленьку когда начинают собирать – видят, что ничего особо страшного там и нету», — отметил преподаватель Артем Байгулов.
Участники программы — это школьники с особенностями здоровья с 8 по 12 классы (в специальных школах другая система деления учеников). Как отмечают учителя и эксперты, в последние годы больше всего ребят имеют речевые и ментальные нарушения, следом по количеству идут слабослыщащие и глухие, ребята с общими заболеваниями (нервной, иммунной, сердечно-сосудистой системы), слабовидящие и слепые, и меньше всего ребят с проблемами костной системы и колясочников.
Например, в 15 школе Томска обучаются только слабослышащие ребята, многие интересуются современными профессиями, а вот рабочие специальности и труд, связанный с коммуникацией для них не так привлекателен. Есть и ребята с ОВЗ из обычных школ и классов.
«Работать сложно. Но они все-таки дети, даже более открытые и добрые на самом деле. Им сложно дается обучение. Я, как предметник, должна выстраивать по-разному экзамен, приходится индивидуально подходить, разные задания давать, выкручиваемся, трудности для учителя есть, а ребята чувствуют себя комфортно», — учитель русского языка Елена Жак.
Учителя отмечают: часто таким ребятам сложно найти себя в профессии. И не только из-за особенностей здоровья: дело в необъективном представлении о работе и о своей жизни в целом. Ведь после коррекционной или обычной школы в техникум поступают не многие. А работу получают только самые усердные.
«Ребятам сложно найти себя. И хочется ребят погрузить в профессию как можно раньше. Даже в нашем техникуме нужно успеть дать программу всего за год и 10 месяцев, это очень мало. А ведь многие дети с ОВЗ привыкают, что государство должно. Но это прекращается на этапе, когда они заканчивают техникум, получают профессию и выходят в жизнь. Вот мы ходили к ним с профориентацией, рассказывали, какие есть направления профессий. Они говорят: хм, обувщик? Еще и учиться целых 20 месяцев? Им это не интересно. Они нацелены на вау-специальности. Но трудность в том, что их однажды спустят с небес на землю. Потому важно дать не только возможную, но и реальную перспективу», — рассказала руководитель отдела реабилитации и психолого-педагогического сопровождения Техникума социальных технологий Наталья Дроздова.