22-летняя виолончелистка и диджей из Томска Мария Охота в начале 2021 года стала мамой. Рождение сына обернулось не только счастьем, но и тяжелой послеродовой депрессией.
В результате девушка, для которой ноты и струны – вся жизнь, бросила музыкальный колледж. Сначала она ушла в академический отпуск, а потом об учебе и вовсе не могло идти речи. Ведь порой Маше было трудно даже убраться дома или просто погулять с новорожденным сыном Семой.
«Эмоционально довольно тяжело было. Я вышла на учебу после «академа» и поняла, что это просто попытка отвлечься от своего тяжелого состояния, а не решение проблемы. Я увидела, что учиться с любовью не могу. Хоть я и обожаю виолончель, но многие пары мне были не интересны. Этой зимой забрала документы из колледжа», – рассказывает Маша.
Если что и спасало девушку, так это диджеинг. Мария не могла отказать себе в желании встать за микшерный пульт даже во время беременности и спустя два месяца после родов. Сейчас, после продолжительной депрессии, она все так же любит выступать на рейвах – андеграундных танцевальных вечеринках с диджеями.
«Я всю жизнь музыкой занимаюсь: в садике на флейте играла, потом училась в рок-школе, затем закончила «музыкалку» по виолончели, после чего играла на гитаре в группе. А диджеингом я занимаюсь последние три года», – делится Маша.
«Я играю свое настроение»: как музыка помогла принять себя
Хоть Маша и говорит, что музыка всегда была большой частью ее жизни, в детстве она находила место и для других интересов, мечтаний и амбиций. Например, девушка хотела стать врачом в космосе или биологом. А после школы она и вовсе поступила в ТГУ на программиста, но быстро поняла, что это ей неинтересно. В конечном итоге музыка взяла свое.
«Разная музыка – огромная часть моей жизни. Сначала я слушала живую, инструментальную музыку, потом классическую, в 2016 году пришла к электронной. Позже начала ходить на мероприятия с электронной музыкой, ездила на фестивали, рейвы. При этом изначально я не рассматривала карьеру диджея. А потом я познакомилась с ребятами-диджеями и всему научилась. Для меня, человека со знаниями о музыке и ритме, это труда не составило. Управлять пультом несложно. Но процесс усовершенствования навыков безграничен. Самое ценное – уметь делать грамотные, крутые, красивые переходы. Это как управлять оркестром: в диджеинге есть что-то от дирижирования. Потому что ты не на одном инструменте играешь, а у тебя в руках целый ансамбль. И это, действительно искусство: делать так, чтобы треки переливались», – рассказывает Мария.
Конкретно в Машином случае тягучие треки скорее медленно перетекают один в другой. Поскольку девушка всегда отдавала и отдает предпочтение минорной, тяжелой и даже мрачной музыке в жанрах техно и дабстеп.
«Сейчас я понимаю, что мой музыкальный вкус связан с моим состоянием: я всегда очень любила дарковую [мрачную] музыку. Однажды мой друг мне рассказал, что во время моего очередного мрачного выступления кто-то в зале заметил: «Нифига, какое у Маши состояние тяжелое». На самом деле, так и было. И это заметно, ведь на сцене я играю свои состояние и настроение. Но даже под такую музыку можно покайфовать и круто провести время. В том числе благодаря музыке я поняла, что какие-то негативные и депрессивные состояния тоже имеют право на существование. Это тоже жизнь. Это помогло мне принять себя», – говорит Маша.
«На рейве можно отпустить душу»
За свою небольшую карьеру Мария Охота успела выступить в роли диджея в нескольких барах и на фестивалях, но больше всего ей нравится стоять за микшерным пультом на рейвах.
«Во-первых, рейв – ночное мероприятие. Уже чисто с биологической точки зрения ночью мы меняемся, начинают играть другие гормоны. Плюс приглушенный свет и громкая музыка. Все это заставляет человека чувствовать себя спокойным и расслабленным. Ты можешь общаться, танцевать и выглядеть, как дурак, не боясь, что кто-то косо на тебя посмотрит. Это крутой шанс для людей, которые любят и ценят музыку: показать себя, свое творчество, то, как они видят музыку. На рейве можно отпустить душу», – считает Маша.
Неискушенному слушателю может показаться, что рейв-вечеринки ничем не отличаются от клубных. Однако девушка-диджей, как и многие другие ценители рейв-культуры, с таким мнением не согласна.
«Рейв, в первую очередь, отличается своей дружественной атмосферой. Люди приходят на такие мероприятия к определенным диджеям, которые играют конкретные стили музыки. В то время как посетители клубов преследуют другие цели», – говорит Маша.
Что до диджея, сама она выступает на рейвах, чтобы «показать любимую музыку и свой исключительный музыкальный вкус».
«Чем больше работаешь диджеем, тем тоньше становится твой музыкальный вкус. Ты становишься все более разборчивым в музыке. Например, когда я начинала работать, играла только новую, свежую музыку, теперь я расширяю свой арсенал: смотрю в разные стили и прошлые десятилетия. А все потому, что у меня был стереотип: играть старую музыку – некруто. На самом деле, еще полно неотыгранного материала неизвестных электронных композиторов», – отметила томичка.
Тем временем рейв-культура по-прежнему остается в Томске локальной, нишевой и андеграундной. Отчасти это связано с относительной непопулярностью электронной музыки, отчасти с представлениями о рейвах как о сборищах маргиналов. Тем не менее, своя публика у Маши есть.
«На одно из моих последних выступлений пришло порядка ста человек. Мне как интроверту сейчас приходится учиться быть экстравертом: общаться с людьми, находиться в центре внимания, под пристальными взглядами окружающих. И у меня это неплохо получается», – говорит девушка.
Хороший диджей, плохой диджей
Как говорит Мария Охота, уровень компетентности диджея определяется качеством его подготовки к выступлению. В идеале, профессионал заготавливает сет – несколько музыкальных произведений – к выходу на сцену заранее. После чего определяет последовательность треков.
И уже во время выступления диджей импровизирует. А именно, демонстрирует навыки сведения треков: умение грамотно сменять одну композицию другой, попадать в такт треков, создавать петли – отрывки, которые проигрываются несколько раз.
Глобально, задача одна – сделать такие музыкальные переходы, чтобы разрыв между разными композициями не был заметен на слух.
«Трушный [настоящий] и хороший диджей должен уметь расставлять каждый трек так, чтобы один с другим перекликался по настроению, гармонии, мелодии, тональности – чтобы они сочетались. Например, я играю техно или дабстеп, выбираю 20-30 треков, а что касается порядка – импровизирую на сцене, делаю это интуитивно. В любом случае, диджей вкладывает свою душу в сет, потому что разработать его – довольно энергозатратное дело», – рассказала Маша.
Как и энергозатратно отстоять за пультом несколько часов. Пока рекорд девушки – четыре часа. Что, как говорит музыкант, по диджейским меркам довольно долго.
«Раньше я могла тусить всю ночь. А когда родила ребенка, поняла ценность сна. И позже двух часов ночи отказываюсь играть. Поэтому сейчас у меня есть мысли о дневных и утренних рейвах: прийти, зарядиться, потанцевать и идти дальше по своим делам. Потому что отсутствие сна сильно сказывается на здоровье. Сон – очень крутая штука. И, если ты тусил всю ночь, то потом весь день просто лежишь. Нет ресурса, не можешь сделать то, что изначально планировал», – считает девушка.
«Вязну в болоте, пытаюсь руками за что-то ухватиться, но у меня не получается»
О своей депрессии Мария Охота узнала всего пару месяцев назад. До этого девушка умело маскировала боль и тревогу от самой себя, пытаясь найти утешение то в учебе, то в отношениях.
«Сейчас я увлекаюсь психологией, философией, физикой сознания. Работаю со своими чувствами, потому что поняла: самое важное для меня – мое психическое состояние. Куда-то уехать, заняться спортом, вступить в отношения, выйти на учебу, найти работу – это реально был побег от себя. И, как я сейчас вспоминаю свои состояния, депрессия у меня была еще до родов. Но раньше я этого не видела. Я не знала, настолько все плохо. Ощущала, как будто я вязну в болоте, пытаюсь руками за что-то ухватиться, но у меня не получается. Я лежала на кровати, не хотела вставать и не видела смысла в чем-либо», – говорит Маша.
Девушка рассказывает, что сейчас ей гораздо лучше: йога, медитации, диджеинг и пресловутая работа над собой помогли разобраться в себе.
«Меня спасло признание правды и своих чувств. Например: я люблю кого-то не потому, что люблю, а потому, что боюсь одиночества. Или я иду на учебу не потому, что мне это интересно, а потому, что я боюсь остаться наедине с собой. А при этом я хотела быть социально активной, чтобы мне было легче, чтобы у меня была иллюзия – я нормальный человек, со мной все хорошо», – говорит Маша.
Несмотря на любовь к диджеингу, Маша Охота говорит, что сильно скучает по инструментальной музыке. Из группы, где она играла на гитаре, ее выгнали за драку с солистом в 2019 году.
Сейчас девушка хотела бы взять в руки виолончель или гитару, чтобы играть с другими музыкантами – такие планы есть. Но пока Маша одной рукой крутит диск, а другой – выставляет чистоту звука за диджейским пультом.