Сегодня Анна Тышецкая — директор Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге. Путь к этой должности был интересный и нестандартный. Начался он с работы в журналистике, потом было десять лет преподавания в ТГУ, защита кандидатской, опыт управления университетами на Дальнем Востоке, в Москве, в Калининграде… Что нужно изучать и какое получать образование, чтобы построить такую карьеру — читайте в очередном выпуске проекта «Университет без границ».
В профессию я пришла раньше, чем в университет
C будущей профессией я определилась очень рано — в девятом классе. У нас дома всегда была традиция читать газеты и журналы. Даже в сложные 1990-е, когда было туго с деньгами, родители выписывали много разной периодики. В том числе, специальные издания для подростков. Мне нравилось их читать, но о журналистике, как о будущей профессии, я не думала.
И вот однажды мама мне показала объявление о том, что молодежная редакция газеты «Вместе» (приложение к газете «Томский вестник») приглашает школьников к сотрудничеству. Я человек довольно рисковый, и подумала: почему нет?
Первое время меня почти не публиковали. Возвращали статьи. Но я не сдавалась. Меня завораживал весь это мир журналистики. Мне нравилось, что мы работали в настоящей редакции под руководством взрослых и строгих наставников. И взрослые редакторы не делали скидку на то, что мы дети. Журналистская среда очень конкурентная и жесткая. Если хочешь стать в ней успешным, нужно научиться принимать критику как неотъемлемую часть работы. Не бояться неудач.
А, как только ты это принимаешь, все начинает получаться само собой. К моменту поступления на отделение журналистики ТГУ у меня было около сотни публикаций, победы в крупных городских, региональных олимпиадах и конкурсах молодых журналистов.
Томск 90-х – уникальная среда молодежных медиа
Вообще в Томске тогда сформировалась совершенно уникальная система молодежной журналистики. Практически все ключевые школы и гимназии города имели собственные периодические издания. Выходило несколько городских еженедельников для подростков. Работали молодежные телевизионные и радио редакции. То есть я попала в настоящее сообщество молодых журналистов–юнкоров. Среди нас были и студенты 1-2 курса отделения журналистики ТГУ. Мы смотрели на них как на небожителей. И конечно же каждый юнкор мечтал поступить «на журналистику» в ТГУ.
Многие ребята нашего юнкоровского движения стали моими одногруппниками. Что нас отличало от тех, кто не прошел эту школу? У нас не было романтических представлений о журналистике. Те ребята, которые не так были погружены в профессию до поступления в университет, бывало, к 3-4 курсу разочаровывались в своем выборе. Ведь многим журналистика видится как очень легкая работа, сплошные интервью со звездами. Слава и популярность. А в действительности оказывалось, что за всем этим блеском много рутины и тяжелого труда.
Студенты «нулевых» и эпохи гламура
Я поступила в университет 1999-м, на самом стыке двух веков. Бритни Спирс, Ксения Собчак, первые кофейни и суши-бары, гламур… В стране в тот момент начинался экономический подъем. Особую роль начинали играть глянцевые журналы: в «глянцевой» журналистике начала 2000-х работали очень сильные авторы. Появились первые деловые издания — «КоммерсантЪ», «Ведомости», «Деловой Петербург», «РБК». Первый российский музыкальный телеканал — МТV. Расцветал альтернативный рок. В общем, дух креатива, вера в блестящее будущее витали в воздухе.
И у нас на факультете была такая же атмосфера. Мы постоянно что-то придумывали, ввязывались в новые медиапроекты. Помню, однажды к нам на факультет пришел владелец интернет-портала. Сказал, что серьезные журналисты не очень понимают, что это такое. Не хотим ли мы попробовать. Все по-взрослому: редакция, гонорар. Только публикуемся в Интернете. В 2000-м году это выглядело как что-то фантастическое. Почта Mail.ru существует к тому моменту всего два года. Интернет на домашнем компьютере — вообще фантастика. Поисковик Яндекс будет создан только через четыре года. Но мы чувствовали, что будущее здесь. И без оглядки включились в проект! Наряду с традиционными и уважаемыми СМИ работали на выборах, брали интервью у высокопоставленных чиновников, ходили на крупные мероприятия. Никто не понимал, кто мы такие и что такое «интернет-портал». Но мы занимались самой настоящей журналистикой.
Спустя время понимаю, что такая атмосфера — во многом заслуга наших преподавателей. Каждый, кто вел у меня лекции и семинары, мастерские, осуществлял научное руководство, оставил о себе воспоминания. И по-своему оказал влияние на меня как на профессионала и человека. Позже, когда я сама начала преподавать в университете, многие из них стали моими наставниками и коллегами.
Особенность нашего факультета состояла в том, что люди, которые с нами работали, в каждом из нас видели личность, хорошо понимали наш потенциал. Искренне радовались нашим успехам. Неудивительно, что спустя 10 лет, когда мы нашим курсом решили собраться, пригласили и преподавателей. Я по-человечески благодарна каждому, у кого мне довелось учиться во времена студенчества. Хотела бы, чтоб у моих детей, когда они станут студентами, было такое же чувство к своему факультету и преподавателям.
С дипломом – на новый факультет
Как и все, мечтала о работе в редакции после окончания университета. Видела себя редактором большого серьезного журнала. Кажется, в конце третьего курса мой научный руководитель Юрий Николаевич Мясников однажды оставил меня после лекции и сказал, что я, конечно же, как и все мои одногруппники, могу рвануть в Москву или в Питер в погоне за журналисткой славой. Но мне нужно, цитирую, «идти в науку».
На самом деле мне повезло. В 2004-м, как раз в год нашего выпуска, отделение журналистики филологического факультета преобразовали в самостоятельный факультет. Нужны были новые кадры. И я была в числе той молодежи, которая собственно и осталась в университете развивать новый факультет.
Я сохранила и журналистскую практику, но уже не рассматривала этот путь как отдельную карьерную траекторию. Работа на факультете открыла много возможностей для самореализации. Исследовательская работа. Медиапроекты со студентами. Разработка новых курсов. Обменные программы с международными партнерами. Особенность работы в университете состоит в том, что она позволяет быть включенным в коммуникации, которые не ограничиваются твоим факультетом, городом и даже страной. Я всегда ощущала себя частью большого сообщества преподавателей медиа. Связь с коллегами «по цеху» не потеряла и сейчас. Многие проекты, в которых я участвовала как преподаватель журфака, развиваются до сих пор.
От Владивостока до Калининграда
В 2013 году Томский государственный университет вошел в Проект 5–100. Это была большая государственная программа, направленная на повышение международной конкурентоспособности российских университетов. Началось новое время в системе образования. В один момент в ТГУ появилось множество вариантов для реализации собственных проектов, направленных на развитие университета. Так я попала в кадровый резерв. И так я поняла, что мне интересно заниматься проектами не только в области медиаобразования.
Новые проекты, в которые я включилась, все дальше меня уводили от журналистики. Но, по сути, я не сменила сферу деятельности, всего лишь изменила фокус — с медиаобразования на высшее образование в целом. В 2016 году мне предложили войти в молодую и очень яркую управленческую команду Московского Политеха — только что созданного на базе четырех технических московских университетов. Затем уже в качестве проректора по образовательной деятельности в команду Дальневосточного федерального университета, который находится во Владивостоке, на острове Русский. Потом — Балтийского федерального университета имени Имманула Канта в городе Калининграде. С октября 2021-го я возглавляю Высшую школу экономики в Санкт-Петербурге. Так я стала профессиональным управленцем в области высшего образования.
Alma Mater – это не только о профессии
Меня часто спрашивают родители абитуриентов, что нужно изучать, чтобы в будущем быть успешным? Мой ответ очень простой: то, что нравится. Физика, филология, биология, химия, журналистика, психология — у любого университетского образования есть свои преимущества. Например, благодаря моему журналистскому образованию я умею быстро разбираться в любом вопросе, найти контакт с любым человеком, понять, чем он занимается. И мне это действительно интересно. Ведь руководителю университета важно знать, чем занимаются научные группы, в чем суть их работы, как и чему учат студентов разных факультетов.
Работа управленца — это всегда большое количество коммуникаций разного уровня. Не только на уровне личного общения. Нужно, например, так написать письмо, чтобы тебя поняли в министерстве, или составить документ, чтобы люди понимали задачу и зону своей ответственность. Журналистика научила меня формулировать мысль понятно для любой целевой аудитории.
Кто бы нам, выпускникам факультета журналистики 2004 года, сказал, что наша индустрия через двадцать лет настолько изменится: вместо привычных больших редакций и печатных газет — фрилансеры и телеграмм -каналы. Но мы не потерялись, мои одногруппники сегодня — успешные и состоявшиеся люди. И многие из них, как и я, профессионально уже не связаны с медиа-индустрией напрямую. Безусловно, успешность человека зависит во многом от его личных качеств. Но роль образования и среды, в которой мы формируемся, — колоссальны. Мы, выпускники Томского государственного университета, при всей нашей разности всегда узнаем друг друга.