День рождения: 12 января 1926 года. Город: Томск. Редко увидишь такую дату рождения на страницах пользователей социальных сетей. Принадлежат эти данные ветерану Великой Отечественной войны томичу Федору Тимофеевичу Бондаренко. В начале апреля он зарегистрировался в соцсети VK, чтобы рассказывать о подвигах своего поколения, своей жизни и мероприятиях, в которых участвует. А сегодня, 13 апреля, в день освобождения Вены — в котором участвовал Федор Тимофеевич — мы публикуем беседу корреспондента Tomsk.ru с ветераном. Поговорили о юности, войне, любви к своему делу и решению выйти в сеть в 97 лет.
— «Кто эту кашу заварил?» — «Бондаренко»: долгий путь до высшего образования
Томск, 1946 год, утро. Молодой солдат, недавно вернувшийся с фронта с Победой, сидит на длинном крыльце Томского технологического института (Томский политехнический университет). Только что ему отказали в поступлении — не хватает одного класса образования. Уговоры и попытки договориться с проректором не помогли. Он конечно понимал, что молодой человек справится, но все же был лицом подконтрольным, и если для поступления нужны десять классов средней школы, а у тебя их девять, то будь добр иди и доучивайся.
«Я часто проезжаю мимо ТТИ [сейчас это Томский политехнический университет] и у меня слезы наворачиваются, когда смотрю на это крыльцо длинное. Я вышел тогда, сел, а у меня за плечами рюкзак солдатский, там корка хлеба да два чебака вяленых. Сижу, идет солдат. Привет, говорит, что нос повесил? Я ему все рассказал. Он говорит, пойдем к нам учиться, примут тебя сразу на второй курс в техникум», — вспоминает ветеран.
Так Федор Тимофеевич Бондаренко оказался в Томском машиностроительном техникуме (Томский экономико-промышленный колледж).
«Все экзамены я сдал на пятерки, и посадили меня на второй курс. Я до того был «голодный» к учебе, я мог перерыв сидеть в аудитории и учить».
После окончания техникума ему предложили остаться работать преподавателем.
«Закончили мы техникум, послушали дипломные работы, а потом приезжает покупатель [работодатель] с Урала, Норильска и так далее. И обычно приглашают сначала отличников, а потом уже троечников, а тут наоборот — меня последнего приглашают. Говорят, что решили оставить преподавателем в техникуме. Я аж взвизгнул! Какой же я преподаватель? Я что, буду учить своих друзей? А мы воспитаны так — если Родина требует, значит надо, значит остаемся. И я стал преподавателем», — рассказывает Федор Тимофеевич и будто бы заново проживает этот момент, в котором чувствуется и радость и смятение.
В Томский политехнический Федор Тимофеевич все же поступил, и даже стал организатором открытия первого в университете вечернего отделения.
«Когда я закончил техникум, подумал, что надо учиться дальше. Моя цель — быть инженером и все. Куда пойти? Я подал заявление в Москву и диплом красный послал. Меня приняли на заочное отделение. Нужно было два раза в год ездить в столицу, только для того, чтобы лабораторные работы сдать и так далее», — рассказывает ветеран.
Такой расклад томичу не понравился, учиться он хотел именно в Томске. Но получать высшее образование в дневное время возможности не было — работа. Вечернего отделения в ТПУ тогда не существовало, и Бондаренко принялся этот вопрос решать.
Федор Тимофеевич написал в центральную газету письмо с таким содержанием: «Имейте совесть. Мы отвоевали, страну отстояли, у нас есть институты — политехнический, педагогический — университет есть, откройте вечернее отделение, чтобы работяги могли учиться».
И дней через пятнадцать в дирекцию института пришел ответ: открыть вечернее отделение.
Так Федор Тимофеевич Бондаренко поступил в Томский политех на специальность «Обработка металлов резанием». Он рассказывает, что на вечернем отделении учились одни отличники, ведь раньше продолжить образование у многих возможности не было, они были заняты работой, а теперь — приходи вечером и учись. Люди начали активно пользоваться возможностью повысить уровень образования. Поступали в институт и действующие директора заводов, и главные инженеры предприятий.
Сейчас в Политехе висит доска почета, а на ней портрет Федора Тимофеевича — организатора открытия вечернего отделения.
Мы не просто так начали с рассказа о поступлении и старте преподавательской карьеры Федора Тимофеевича. Для него преподавание — настоящая страсть. На вопрос о самом ярком случае из студенческой жизни, Федор Тимофеевич рассказал захватывающую историю о создании им на базе техникума лаборатории линейно-угловых измерений. Даже в институте не было таких измерительных инструментов, которые удалось отыскать Федору Тимофеевичу, и студенты Политехнического приходили в техникум выполнять часть лабораторных работ.
«Вот представьте себе — обработка металлов резанием. Нужно рассказывать, чем резать и чем измерять — линейкой, микрометром, штангенциркулем, микроскопом. Все это надо посмотреть и потрогать. И я поехал по городам Союза, собирать эти приборы. Добрался и до Москвы, до Палаты мер и весов. Захожу туда, мне говорят: «Стоп-стоп, а ты кто и куда? Тут заходят, раздеваются, чтобы пылинки не было». Я рассказал, что преподаватель и мне, чтобы рассказывать студентам о приборах, нужно самому их хотя бы увидеть. О микроскопах и говорить нечего, а там еще и интерферометры. Убедил их пустить меня, походил, посмотрел. Потом начал собирать, ездил по заводам и привозил оттуда приборы. Создали мы лабораторию и открыли специальность «Линейно-угловые измерения».
До момента открытия лаборатории в Томском техникуме единственная такая в стране была в Одессе.
«Ну шло время, я навез этих приборов, и вот мы решили поспорить, кто лучше знает предмет: одесситы или томичи. Вот где-то в Алма-Ате собрались на соревнования, мы отправили одного товарища. Он оттуда вернулся с победой! Говорит: «Федор Тимофеевич, вы очень строгий преподаватель, требовательный, но вот приехал Одесский техникум, первый по Союзу, и какой-то неизвестный из Томска, а мы взяли и заняли первое место». Представьте», – делится радостью Федор Тимофеевич.
Женитьба
«Такая активная трудовая жизнь у вас была: и работа, и учеба, и общественная работа, и все это параллельно. А на семью, на любовь хватило времени?», — поинтересовались мы у Федора Тимофеевича.
На что получили незамедлительный ответ: «А ночь для чего? Конечно, хватило».
Будущая жена Федора Тимофеевича Екатерина Петровна училась на третьем курсе техникума, в который он поступил. Когда она закончила учебу, ее отправили на Урал. Молодые люди переписывались, а потом решили создать семью.
«Я закончил техникум и даже на банкет не остался, сразу сел на поезд и уехал на Урал. Встретила она меня, на второй день пошли и зарегистрировались. А было такое положение, если муж и жена одно и тоже заведение заканчивали, то превалирует муж (где он трудоустроен, туда и уезжает семья), а если, допустим, жена закончила институт, а ты техникум, то ты не имеешь права снять ее с работы. Екатерина Петровна закончила техникум, но нас хотели оставить на Урале. Я говорю: нет, я имею право ее забрать. Уехали мы в Томск, через какое-то время она стала заведующей лабораторией по измерениям у нас в техникуме. Помогали друг другу, если она что-то не понимала, я рассказывал», — с любовью в голосе делится своей историей Федор Тимофеевич.
О любви к Томской области, отбытии на фронт, Вене
«Это самое лучшее место у нас в России», — так Федор Тимофеевич начинает отвечать на вопрос о том, почему он решил остаться жить и работать в Томской области.
«Я еще как рассуждал: отсюда можно по железной дороге уехать, можно на автомобиле, можно водным транспортом — пароходы ходили до Ледовитого океана, можно на самолете улететь. Здесь середина находится. Поскольку я еще и побывал на фронте, для меня очень важно, как быстро будут долетать ракеты. Потому что без конца жизнь мирной не будет, все кому-то мало, охото быть самым главным на земле. Вот из таких соображений я выбрал Томск и живу здесь».
Когда началась Великая Отечественная война, Федору Тимофеевичу было 15 лет. Его семья жила в поселке Большой Подъельник Васюганского района.
«Мы с отцом поехали на рыбалку. Он говорит: «Сын, война началась, опять чертов германец. Это надолго». Вот война только началась, а он уже знает, что это надолго», — со слезами на глазах вспоминает Федор Тимофеевич.
«А солдат хочет есть, давай мы будем рыбачить. Организовал артель рыболовецкую и на эту артель наложили бронь — не брать. Надо же рыбу добывать, а кто может это сделать, только труд мужской. В селе, где мы жили был засольный пункт, туда рыбу сдавали, ее засаливали, а потом отправляли в Томск, а дальше уже на фронт», — продолжил рассказывать ветеран.
Когда в январе 1944 года Федору Тимофеевичу исполнилось 18 лет, он с командой призывников Каргаска отбыл по Оби в Томск, а из Томска — на фронт.
«Когда я ехал на фронт меня взяли адъютантом начальника эшелона. И мы ехали в вагоне — я, начальник, замполит и врач-полковник. Ему под 70 лет, а домой его не пускают. Потому что, пока мы едем на фронт, вагон могут разбомбить, вот врач и поможет», – вспоминает свое отбытие на фронт Федор Тимофеевич.
«Еду я с ними и без конца болтаю, анекдоты им рассказываю. Полковник этот мне и говорит: «Слушай, сибиряк, я на тебя смотрю, ты такой парень веселый, шутки травишь, ты хоть знаешь, куда ты едешь?» Я говорю — знаю, воевать. Тогда он продолжил: «Да какая это война, это мясорубка! Когда стреляют, режут, вешают, закапывают». А я ему объясняю, что если не я, то кто еще. Собирают уже последних мужиков, последних молодых ребят. Он меня похвалил, а потом дал несколько советов».
1. Не пейте. Вы и трезвые-то дураки, а выпьете — вы дураки в квадрате.
2. Нигде ничего не бери, особенно на территории врага, да и на своей территории не бери лучше.
3. Пока ты воюешь, забудь о женщинах. Приедешь живой, выбирай любую. Если будет закон, что десятерых можно в жены брать — бери десятерых. А пока забудь.
Подробнее с этими советами вы можете ознакомиться в книге Федора Тимофеевича Бондаренко «Мы сражались за ваше будущее».
На этом моменте Федор Тимофеевич перешел к воспоминаниям об Австрии, освобождении Вены и рассказал, как к нему приезжала австрийская журналистка Карола Шнайдер.
«Узнала она, что в Томске есть живой участник войны, который Вену брал. Приехала, сидим за столом, она спрашивает: «Скажите, вы Вену брали?». Я говорю: «Ну, с собой нету». Журналистка продолжила: «Расскажите подробно, потому что я сама живу в Австрии, говорят одно — это насильники, убивали, грабили и так далее. Перехожу границу, в России совсем по-другому говорят об этих людях — замечательные люди, отстояли Родину». Я ей все в красках рассказал, на все вопросы ответил, и уехала она довольная», — так Федор Тимофеевич описал эту встречу.
Дома у Федора Тимофеевича на стене висит фотография, а на фотографии красивый молодой солдат с серьезным, и наверное даже грустным, выражением лица.
«У меня вот фотография осталась из Вены, 15 апреля фотографировались. И она, если переводить на рубли или денежные знаки Вены, эта фотография стоила 40 тысяч пенго. Либо — война же, всех перерезали коров — буханка хлеба», — рассказывает ветеран о фотографии, сделанной на третий день после взятия Вены.
Решение зарегистрироваться в социальных сетях
4 апреля 2023 года Федор Тимофеевич Бондаренко зарегистрировался в социальной сети VK. Томичи встретили ветерана обилием приветственных комментариев под постом. Ведет Федор Тимофеевич страницу с помощником, автором нескольких книг о томских ветеранах Александром Панычем.
«У нас ветеранов войны в Томске осталось 35 человек. Их поколение уходит. 13 апреля будет День взятия Вены, а участников события сегодня 3-4 человека на весь город осталось, в том числе Федор Тимофеевич. И вот, чтобы о них продолжали вспоминать, читать их, смотреть, обсуждать, как- то возвращаться в то время героическое, чтобы не забывали просто, мы с ним вышли в социальные сети», — рассказал писатель.