Компьютерные игры уже давно перестали быть развлечением для детей. А если быть совсем точными, то произошло это в тот момент, когда киберспорт признали официальным видом спорта в нашей стране.
Следовательно, если киберспорт приравнивается к обычным видам спорта, таким как: бег, конькобежный спорт, баскетбол, плавание и т.д., соответственно, для киберспортсменов должны существовать нормативы. Эту задачу в январе 2022 года решило Минспорта, разработав для них нормативы по бегу и приседаниям.
Но все-таки открытыми остаются вопросы: каким образом отслеживается физическое состояние киберспортсменов? Что важнее для команды: игровой скилл или то, какое количество приседаний может сделать тиммейт? Для чего киберспортсменам вообще нужен спорт?
На эти и многие другие вопросы редакции Tomsk.ru помогла ответить Кристина Ковалевская. Девушка не просто фитнес-тренер, а специалист, который помогает киберспортсменам организовывать свой тренировочный процесс.
Уставший киберспортсмен – проигрыш команды
Нельзя отрицать тот факт, что наша мозговая активность напрямую зависит от физического состояния организма. А перебои в работе мозга киберспортсмена могут привести к проигрышу, чего допускать, конечно, нельзя.
«Когда ребята по 12 часов подряд работают за компьютером, находясь при этом в сидячем положении, после такой долгой и интенсивной катки у них часто болит голова, повышается не только артериальное, но и внутриглазное давление. Все это приводит к тому, что спортсмен становится менее сконцентрированным. И, если делать упор на то, что это профессиональный спорт, то воздействуя на тело спортсменов, игроков можно привести к лучшему результату», — объяснила Кристина.
Позвоночник киберспортсмена страдает больше всего
Казалось бы, сидячее положение – это максимально удобная и расслабленная поза для человека. Но все не так однозначно, как может показаться на первый взгляд.
«Как бы парадоксально это не звучало, но наше тело не создано для сидения за компьютером, и вообще в принципе для сидения. Это положение создает катастрофическую нагрузку на наш позвоночник. Когда мы стоим, то под гравитацией нагрузка на позвоночник составляет примерно 200 килограммов, а в сидячем – все 220. И, если человек не знает, что такое седалищные бугры и сидит на копчике, то это сразу запускает сгибание всего позвоночника. В этот момент огромную нагрузку испытывает поясничный отдел. Дальше, как следствие, появление грыж в поясничном и шейном отделах. И здесь речь идет не только о киберспортсменах, но и о обывателях», — добавила девушка.
По ее словам, для предотвращения появления грыж и других проблем со здоровьем, для каждого спортсмена разрабатывается индивидуальная программа тренировок.
«Каждый спортсмен индивидуально работает по своим отстающим показателям. Условно говоря, у кого-то может быть гиперкифоз (искривление позвоночника в грудном отделе более, чем на 30 градусов, — прим.ред), а у кого-то проблемы могут быть не в грудном, а в поясничном отделе. Но есть и задачи из профстандарта, которые разрабатываются уже под всю команду», — добавила Кристина.
Выносливость и скорость – главные показатели для киберспортсмена
«Выносливость и скорость должны развиваться у киберспортсмена на первом этапе, потом гибкость, а потом уже сила. И тут команда может тренироваться совместно, не учитывая особенностей своих тиммейтов, работая только лишь над своими физическими показателями, — отметила Кристина.
За здоровьем киберспортсменов должны внимательно следить
По словам девушки, за здоровьем спортсменов, как физическим, так и ментальным, следит целая команда специалистов. Кроме этого, ребята должны проходить обязательную диспансеризацию.
«Важно понимать, в каком состоянии спортсмен выходит на соревнования. Также отслеживаются показатели здоровья в предсоревновательный и постсоревновательный период. Если говорить о том, как отслеживается их состояние в течение всего дня, то у каждого спортсмена есть дневник самоощущений, где он может самостоятельно оценивать свое состояние», — рассказала Кристина.
В конце беседы девушка рассказала, что, наблюдая за киберспортсменами, она пришла к выводу, что их проблемы со здоровьем схожи с теми, которые возникают у офисных сотрудников.
«Возникает так называемый «синдром офисного сотрудника», когда у человека страдает осанка, поясница, шея и зрение. Но небольшое отличие все-таки есть, работник офиса может встать, пройтись, сходить на обед и т.д. Киберспортсменов же порой настолько увлекает их работа, что они забывают не только периодически разминаться, но и, например, есть. Можно сказать, что киберспорт можно умножить на два, в плане влияния сидячей работы на организм», — отмечает Кристина.
Напомним, томские киберспортсмены выиграли чемпионат России в двух популярнейших дисциплинах: DOTA2 и Counter Strike: Global Offensive.