8 октября 1974 года на сцене Томского театра драмы состоялась премьера спектакля «Из племени Кедра» в постановке режиссера Олега Афанасьева по его собственной инсценировке романа Александра Шелудякова. Роман вышел в 1972 году и быстро стал популярным среди читателей. Особенно после того, как «Из племени Кедра» опубликовал журнал «Роман-газета» с тиражом четыре миллиона экземпляров. Не менее успешным стал и спектакль Томского театра драмы, поставленный по этому роману и собравший поистине блестящий состав исполнителей.
Кадр: сцена из спектакля 1974 года
«Спектакль «Из племени Кедра» стал одним из знаковых явлений того времени. Он шел на сцене театра довольно часто и был чрезвычайно популярен. Там были показаны достаточно острые для того времени проблемы совмещения технического прогресса с традиционной культурой северных народов Томской области. И главная мысль спектакля была о ценности этих традиций и о попытках сохранить их, несмотря на быстрое и временами беспощадное наступление цивилизации на древний мир жителей таежных поселков. Когда «Из племени Кедра» появился на сцене, он вызвал настоящий театральный бум. В тот период в Томск из Павлодара приехала целая команда прекрасных актеров и режиссер Олег Афанасьев. Здесь начали работать Владимир Ермаков, молодые актеры Валентина и Анатолий Лукины, Ольга Мальцева, жена Олега Афанасьева, еще несколько ярких исполнителей. И они сразу взяли местный материал для постановки, что было очень интересно. У них получился великолепный актерский ансамбль. По качеству актерской игры, режиссерского решения, по оформлению сцены это был спектакль столичного уровня», — рассказывает Ольга Лебедева, доктор филологических наук, профессор Томского государственного университета, дочь актрисы Тамары Лебедевой.
Кадр нового спектакля. В роли Юганы — Ольга Мальцева, в роли Андрея — Дмитрий Янин
Одну из главных ролей в спектакле «Из племени Кедра» играла заслуженная артистка РСФСР Тамара Лебедева. Любимая актриса томских зрителей вышла на сцену в образе старой эвенкийки Юганы, жительницы таежного поселка, мудрой, справедливой и решительной. Эта роль оказалась предельно органичной для Лебедевой. Она была актрисой острохарактерной, могла с равным успехом сыграть как трагическую, так и комическую роль. В год премьеры спектакля по роману Александра Шелудякова ей исполнилось 55 лет. Тамара Павловна как раз вошла в тот возраст, когда ее острый природный ум, который отмечали все, кто знал актрису, стал обретать черты глубокой мудрости. Югана в исполнении Тамары Лебедевой получилась предельно подлинной. И неудивительно, что этот образ до сих пор хорошо помнят зрители, которые видели первый спектакль.
Кадр: Тамара Лебедева в образе Юганы
«Сыграла она просто замечательно. Тамара Павловна по-настоящему перевоплотилась в эвенкийку, была в спектакле даже внешне похожа на представительницу северного народа. Я был на премьере, зал был полный, постановку принимали очень хорошо, много аплодировали. Атмосфера в театре в тот день была очень теплой», — рассказывает Николай Кириллов, доктор философских наук, профессор-консультант Школы инженерного предпринимательства Томского политехнического университета.
Кадр: Анатолий Лукин в роли Андрея, Ольга Мальцева в роли Лены
А вот — воспоминания Натальи Корляковой, режиссера, руководителя отделения театрального творчества Губернаторского колледжа социально-культурных технологий и инноваций, заслуженного деятеля искусств РФ.
«Я не пропустила, кажется, ни одного спектакля, в котором играла Лебедева. Талант и харизма этой актрисы были настолько мощными, что она могла бы выйти на сцену, просто молчать, и все бы слушали это молчание… А уж когда она начинала говорить, зал замирал. Это была выдающаяся актриса, мирового уровня. В том спектакле «Из племени Кедра» мне запомнилась именно ее Югана. Его можно было смотреть не раз, и не два, и каждый раз открывать что-то новое в игре Лебедевой.
И еще я хорошо помню в этой постановке Алевтину Буханченко, которая играла Таню. Она тоже была очень яркой актрисой томской Драмы. Одаренная, Богом поцелованная, с харизмой, энергичная, темпераментная… Постановка «Из племени Кедра» навсегда вошла в «золотую коллекцию» Томского драматического театра. Тогда, в начале 70-х, все звезды сошлись в этом спектакле: и материал, и режиссерское видение, и шикарная актерская команда. Никто в этом ансамбле не выпадал, все были как единое целое. Это редкое единство и создает в итоге спектакль, который запоминается на долгие годы».
Кадр: Алевтина Буханченко в роли Тани
В постановке Олега Афанасьева роль старухи Юганы исполняли в очередь две актрисы. Второй исполнительницей была Галина Непорожнева. Интересно то, что разговаривать как эвенкийская женщина обеих актрис учил автор романа «Из племени Кедра» Александр Шелудяков. Родная сестра писателя Зоя Трушина вспоминала: «На репетициях он показывал актерам, как двигается человек, живущий в тайге, рассказывал о повадках охотников и рыбаков, пересказывал старые эвенкийские легенды… И объяснял, почему назвал свой роман именно так, а не иначе».
Кадр: Югана в исполнении Галины Непорожневой
Одну из ролей в постановке 1974 года играла Людмила Попыванова, заслуженная артистка России. Она с удовольствием вспоминает черты, которые привнесла в образ Юганы актриса Галина Непорожнева:
«Галине Федоровне в то время было всего 33 года. Она была еще молодая, но у нее хватило таланта, чтобы сыграть старого, умудренного жизнью человека. В этой роли она ходила шаркающей походкой, с трубкой в руках, тяжело садилась. В ее глазах были и мудрость, и смешинка. Она играла роль с юмором, и зрительный зал этот юмор принимал «на ура».
Непорожнева взяла особую речевую манеру для этой роли. Говорила не «Югана», а «Юкана», не «Кедр», а «Кетр» – мягко, с придыханием. В такой подаче речь подчеркивала мудрость и мягкость Юганы. Ее главный монолог в спектакле обращен к Кедру – для эвенков это дерево было хранителем Духа Тайги. И у Галины Федоровны получился роскошный монолог. Она была маленькая, худенькая, хрупкая актриса. Но когда разговаривала с Кедром, из нее вдруг начинала литься такая мощная энергия, что публика испытывала потрясение. Я лично была свидетелем того, как зрители сначала смеялись в унисон юмору Непорожневой, а потом начинали плакать. Особенно когда она произносила заключительную фразу монолога: «Племя Кедра сильнее смерти».
Кадр нового спектакля. В роли Андрея — Дмитрий Янин, в роли Лены — Аделина Бухвалова
Спектакль по роману Александра Шелудякова «Из племени Кедра» тоже оказался сильнее смерти, сильнее беспощадного времени, которое уносит даже лучших и как будто не оставляет следа. Но этот след есть! Он впечатывается в сердца людей, в их умы и души, и передается от одного поколения к другому. Так что и через 50 лет после первого появления на сцене племя Кедра и его вековая мудрость живы. Нужно только пойти и вслушаться в то, что говорят нам бессмертный Кедр и мудрая пожилая женщина Югана.
И такая возможность снова есть у томских зрителей. 31 марта на сцене Театра драмы состоялась премьера спектакля «Из племени Кедра»(16+) в постановке главного режиссера театра Олега Молитвина.
Кадры нового спектакля и моменты подготовки:
«В процессе работы над спектаклем вместе с художником-постановщиком Дарьей Здитовецкой мы побывали в местах, описанных в романе Александра Шелудякова, — в Парабельском районе Томской области, на реке Васюган, встретились с представителями малых народностей Севера – эвенков и хантов, — рассказывает Олег Молитвин. — Общаясь с ними, поняли, что Шелудяков несколько опоэтизировал реальность. В начале 1960-х годов в эвенкийских деревнях уже не совершали национальных обрядов, а жизнь эвенков ничем не отличалась от жизни обычной русской деревни. Но мы решили сохранить в спектакле атмосферу романа Шелудякова, особый флер, окутывающий жизнь земную и небесную, природную стихию и живущего в ней человека», — сказал Олег Молитвин.
Новая постановка спектакля «Из племени Кедра» стала возможна благодаря грантовой поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Автор: Ирина Корнева