Вскипятить воду на чай прямо на столе, сварить кофе или несколько яиц к завтраку… Особенной роскошью считалось сделать это в бульотке – небольшом металлическом сосуде. В классическом варианте на нем обычно находился носик как у чайника или сливной краник как у самовара. Но у бульотки, которая находится в экспозиции Музея истории Томска, ни носика, ни краника нет. Так что сотрудники музея предполагают, что использовали ее скорее не для чаепития, а именно для варки чего-либо.
Неизвестно, когда появились бульотки. Название, скорее всего, происходит либо от английского to boil, либо от схожего с ним французского boullir, что означает «доводить до кипения».
Первые бульотки служили для нагрева воды в походах. С 1760-х, при Екатерине II, они стали дополнением к самовару и признаком аристократической роскоши: тульские мастера делали их из серебра, меди или ценных сплавов. Самовары были массивными, их разогревали дровами или углем на кухнях или во дворе, а более легкую бульотку ставили на стол.
В XVIII — начале XIX века появились и другие способы ее использования. В ней варили грог, глинтвейн или пунш на красном вине со специями, кофе и даже яйца к завтраку. В одной бульотке можно было сварить кофе сразу на четырех человек. Заранее подогретая вода позволяла сократить время варки. Готовность определяли с помощью специальной крышки в форме купола.
В бульотках для варки яиц находилась вынимающаяся рамка с ячейками. Яйца варились в кипящей воде, а форма бульотки долго сохраняла их теплыми.
Для Сибири такие предметы были редкостью.
«У нас она стоит в экспозиции «Купеческая гостиная», чтобы подчеркнуть стремление купцов 19 века, быстро разбогатевших на золоте, жить на широкую ногу, обставлять дома самым лучшим, пусть и не всегда функциональным и необходимым», – рассказывает научный сотрудник музея Дина Козлова.