Нет более интересной жизни, чем у студента-географа. И нет более верного способа сблизиться внутри семьи, чем «правильный» географический поход. Так считает Иван Черкашин, отучившийся четыре года на ГГФ ТГУ и закончивший в итоге Международный факультет управления. Как знания, полученные в университете, помогают ему наладить взаимодействие отцов и детей и зачем делать своих «Фиксиков о Земле» — в специальном проекте Tomsk.ru и Томского госуниверситета «Университет без границ».
Папа у меня — военный, поэтому я, наверное, человек мира: до приезда в Томск переезжал раз пять, и после университета раз 6-7 уже переехал…
Но школу я закончил в Томске. Хотел стать политологом, поступать на философский факультет. И — не поступил. Потому что не готовился к вступительным экзаменам, а работал… Уехал жить в Алма-Ату, решив учиться в ТГУ на заочном. Но родители убедили меня, что высшее образование — это не просто «корочки», но и окружение, веселая студенческая жизнь, лучшие друзья и лучшие годы, лишившись которых, будешь потом жалеть. Я вернулся в Томск и стал целенаправленно готовиться к поступлению на Экономический факультет ТГУ. Планировал работать в какой-нибудь большой финансовой компании…
Экзамены я сдал так, что был третьим в рейтинге поступающих. Но в какой-то момент решил, что не так важно учиться на престижной специальности — важно следовать зову сердца. Я стал думать: что меня больше всего вдохновляет? Тогда это были горы, походы: я с 10-го класса активно занимался скалолазанием. Значит, надо идти на геолого-географический факультет! В последний день переподал документы, у приемной комиссии был шок: обычно те, кому с лихвой хватало баллов на эконом, от возможности учиться там не отказывались…
Я поступил на специальность «География», а конкретно — на экономгеографию. Она изучает все, что связано с распределением потребления и использованием ресурсов с географической точки зрения: где располагаются ресурсы, по каким каналам распределяются по миру, как обрабатываются, где и как используются, почему так сильно влияют на политику и экономику… В общем, меньше про камни и горы и больше про анализ данных.
ТГУ — это классический вуз, поэтому первые три года ты изучаешь ВСЕ! Не только географию, но и химию, биологию, физику, астрономию, философию, высшую математику. Это нужно не просто для общего развития — без всего этого география невозможна. Например, без физики и химии не поймешь, как зародилась сама жизнь на Земле, а, скажем, философия стала отправной точкой для развития самой географии: когда люди начали задаваться вопросами типа «Почему встает и заходит солнце?», сначала они придумали мифы, а когда их стало недостаточно, начали развиваться Науки о Земле.
Преподаватели у нас были совершенно фантастические! До сих пор хорошо помню все базовые предметы. А некоторые вещи мы вообще изучали одними из первых в мире. Это, в частности, касается «Информационных методов географии», которые вел Вадим Валерьевич Хромых, мой научный руководитель. Мы на компьютере строили карты местности, и это происходило в то время, когда про ГуглМэпс никто толком и не знал.
Вадим Валерьевич руководил и нашей первой практикой в Хакасии, в Малой Сые. Это было вишенкой на торте и без того интересного обучения на ГГФ: летом после сессии студенты-географы едут в разные интересные места и применяют полученные знания «в полях» (сейчас, получая высшее педагогическое образование, я понимаю, что только это и работает в обучении: узнал — и сразу применил). После второго года мы отправились на Байкал — делали географическую поддержку археологических раскопок. Круто быть к такому причастным.
Практика на ГГФ — это приключения, походы в классной компании, костры, «изгиб гитары желтой», словом, квинтэссенция романтики для человека 18-19 лет. Это совершенно особенная среда. То, что сильно обогащает студенческую жизнь и то, чего нет на других факультетах.
За что еще я очень благодарен университету, так это за суперклассную внеучебную жизнь. Со второго курса я попал в профком и понял, что общественная деятельность — это мое!
Сначала в рамках туристической комиссии организовывали с ребятами туры в Шерегеш — студенты могли съездить покататься с хорошей скидкой. Потом стали возить их вообще повсюду, от Москвы до Средней Азии. Такой небольшой стартапчик… Потом я взял себе отдельное направление — физкультурную комиссию. Устраивал студенческие соревнования по разным видам спорта, от скалолазания до стритбола. Коммуницировал с факультетом физической культуры, администрацией Университета. За два года я очень сильно прокачал организаторские навыки, понял свои сильные стороны — умение договариваться, управлять процессами. И в дальнейшем видел себя именно на этой стезе. А в географии… не видел. По основной профессии я мог, например, пойти на госслужбу куда-нибудь в департамент природных ресурсов. Или — углубиться в науку. Но все это противоречило моему складу характера. Я впал в некий экзистенциальный кризис, итогом стало то, что на четвертом курсе я перевелся на международный факультет управления ТГУ. Там были крутые прикладные знания в плане менеджмента и финансов, много практикующих преподавателей, с которыми мы разбирали реальные кейсы (например, связанные с банкротством конкретных томских компаний). Заканчивал МФУ я уже заочно — на тот момент успешно работал, диплом получал, имея несколько повышений в компании Philip Morris, с которой, кстати, познакомился в университете: в свое время нам устраивали встречу с их HR-менеджером.
Именно в университете я нашел лучшего друга — Александра Банникова. Мы с ним дружим с первого курса. Саша закончил ГГФ с красным дипломом, учился в аспирантуре. Когда после кучи переездов, связанных с карьерным ростом, я на два года вернулся в Томск, мы с Сашей задумались: а что нас сближает? Мы оба являемся отцами, у нас в семьях есть «географический бэкграунд». И мы всегда хотели делиться этими знаниями со своими детьми в доступной форме. У меня, например, была проблема — дочка Варя (на тот момент ей было три года) посмотрела какой-то дурацкий мультфильм про землетрясения и стала их дико бояться. Я ее успокаивал: у нас в Западной Сибири землетрясений не бывает, по крайней мере, разрушительных. В целом это, конечно, большой пробел: есть Фиксики, которые объясняют, как работает техника, а как работает Земля, не объясняет никто.
Чтобы ребенку объяснить, что такое география, не надо открывать атлас — гораздо эффективнее вывести его на улицу (оторвав от планшета) и показать — вот дерево, у него есть корни, а тут река, она берет начало там-то, а вот камешки на берегу, они круглые, потому что друг о друга трутся… В пределах Томска много крутых географических объектов, на примере которых можно понять, как устроена Земля. Своей компанией друзей мы часто практиковали такие вылазки. Наши дети эти походы обожали! Там всегда было интересно, и там мы не только ненавязчиво обучали их чему-то новому, но и по-настоящему сближались. Когда мы с Сашей Банниковым стали думать, как поделиться этим опытом с широким кругом людей, то пришли к выводу, что нужно делать мультик о походе. Пришли на родную кафедру географии к Вадиму Хромых, рассказали об идее… Он стал одним из первых научных консультантов нашего проекта.
Однако мы быстро поняли, что делать сразу мультфильм — неподъемно, и решили для начала заявить о себе книжкой. Придумали героев — папСашу и папВаню, написали историю, как они собираются в поход со своими детьми, разработали интерактивные инструкции, как вести себя на природе… Изначально планировалась этакая книга-бродилка в лесу, но потом родилась мысль: готовясь к походу, ты легко найдешь информацию, что и где смотреть. Но как именно это делать — таких знаний нет. Ведь если ты не умеешь качественно взаимодействовать с ребенком, то не сможешь объяснить ему, что происходит вокруг.
Тогда мы начали развивать историю тьюторства — в сюжет ненавязчиво вплели инструменты, формирующие тьюторскую позицию у родителей. Подход оказался верным: известнейшее издательство «Альпина» нами заинтересовалось и напечатало первый тираж, хотя, как я узнал позже, они отвергают больше 95% рукописей. Ну, а меня эта история так захватила, что переехав в Москву на основной работе, я поступил в магистратуру Московского городского педагогического университета.
«Большой поход» — это наша попытка сделать мир чуть лучше. Уважение, любовь, забота — главные ценности каждой семьи, и через книгу мы стараемся их привить. Это точно работает: мы продали больше тысячи экземпляров, и постоянно получаем отзывы от отцов в духе «благодаря вашей книжке отправились в поход, поняли, что ребенка важно слушать, научились это делать, и стало проще общаться». Это пока первые шажочки, мы в начале пути. Сейчас пишем вторую книгу, у нее будет тираж уже 6 тысяч экземпляров — издатель в нас верит! А еще сбывается мечта о мультфильме — мы выиграли грант Президентского фонда культурных инициатив, снимаем пилот.
Аудиоверсия: